Судебная реформа глазами судей

11:04, 23 марта 2015
Газета: 11 (279)
Перспективы совершенствования отечественного судопроизводства с помощью канадской процедуры...
Судебная реформа глазами судей

С 10 по 13 марта представители судейского сообщества Канады и Украины обсуждали пути совершенствования отечественного судопроизводства. В рамках совместного международного проекта «Образование судей – для экономического развития» во Львове состоялись семинары для судей и адвокатов Западного региона, посвященные внедрению процедуры досудебного урегулирования споров с участием судей.

Открыли мероприятие директор международных программ офиса уполномоченного по вопросам федеральных судей Канады Олег Шаков, посол Канады в Украине Роман Ващук, судья Апелляционного суда Хмельницкой области, секретарь Совета судей Украины Анатолий Марцинкевич и начальник отдела международного сотрудничества секретариата Высшей квалификационной комиссии судей Украины Полина Казакевич. О результатах применения процедуры в Канаде рассказали судья Суда Королевской скамьи провинции Манитоба Дональд Брик и судья Суда Королевской скамьи провинции Саскачеван Тед Зажечны.

По словам экспертов, применение механизма досудебного урегулирования споров имеет ряд преимуществ, а именно: повышение прозрачности судебного процесса, экономия времени и средств, творческий подход к разработке вариантов урегулирования спора, уменьшение количества апелляционных обжалований. Дополнительными удобствами становятся обеспечение решения дел на ранней стадии, эффективное использование рабочего времени судей и ресурсов суда, обеспечение (в дальнейшем) качественного судебного рассмотрения дела, избежание сторонами судебных расходов на рассмотрение дела и апелляционное обжалование, возможность урегулирования спора в частном порядке на условиях соблюдения конфиденциальности.

Достижениями использования процедуры поделились представители 4 украинских пилотных судов, в которых канадская модель урегулирования споров применяется с 2013 г. – Одесского окружного административного суда, Малиновского районного суда Одессы, Ивано-Франковского окружного административного суда и Ивано-Франковского городского суда Ивано-Франковской области.

В авангарде реализации процессуальной новинки находится Одесский окружной административный суд, и заместитель председателя этого суда Элла Катаева представила присутствующим наработки по внедрению данного механизма. Эксперт отметила, что внедрение досудебного урегулирования споров в украинское правосудие связано с необходимостью решения споров альтернативным способом. Его суть заключается в предложении сторонам упрощенных, менее затратных и, главное, наименее конфликтных способов разрешения споров. Досудебное урегулирование определяется как посредничество в споре, целью которого является улаживание конфликта, помощь в достижении согласия, поиске решения, которое будет приемлемо для обеих сторон.

С целью упорядочения процесса адаптации новинки Одесским окружным административным судом был разработан «Регламент порядка проведения переговоров по досудебному урегулированию спора с помощью судьи, права и обязанности участников переговоров, соглашение сторон, их представителей», который был утвержден на общем собрании судей. Согласно этому документу, на время проведения переговоров производство по делу приостанавливается. Назначенный судья согласовывает со сторонами дату и время проведения переговоров и сообщает им о праве предоставить доказательства и письменные обоснования своих позиций.

Переговоры происходят исключительно по соглашению сторон в помещении Одесского окружного административного суда. Они ведутся в закрытом помещении и не подлежат огласке, звуко- и видеозапись техническими средствами суда или участников переговоров не проводится, протокол не ведется. Никакая информация, полученная при проведении переговоров, не может быть использована в дальнейшем. Переговоры ведутся на языке, наиболее приемлемом для участников (украинском или русском), но можно воспользоваться и помощью переводчика.

Перед началом переговоров судья разъясняет сторонам их права и обязанности, правовые последствия достижения мирового соглашения и безрезультатных переговоров, роль судьи в проведении переговоров. Если участникам понятны их права, обязанности и порядок проведения переговоров, судья предоставляет им для подписания расписку и договор. Эти документы подписываются и судьей, который ведет переговоры. После этого судья предоставляет каждой стороне возможность выразить свои позиции и доводы по существу спора и далее продолжает ведение переговоров в порядке, который, по его мнению, является наиболее приемлемым для достижения договоренности между сторонами.

В случае положительного итога переговоров стороны договариваются, каким путем будут оформлены результаты согласованного разрешения спора, о чем заключается соответствующее (устное или письменное) соглашение, исключающее возможность дальнейшего апелляционного обжалования. Таким образом мирное разрешение спора в первой инстанции позволяет снизить нагрузку на вышестоящие суды и сэкономить государственные средства, которые тратятся на пересмотр дела.

Если переговоры оказываются безрезультатными, предоставленные материалы досудебного урегулирования спора (перечень доказательств, доказательства, письменные объяснения и т. п.) возвращаются участникам, а остальные документы (соглашение, расписка и т. п.) уничтожаются судом. Ни один из этих документов не имеет правовой силы. В таком случае производство по делу возобновляется, и дело рассматривается в судебном порядке, установленном КАС Украины.

В случае невыполнения условий соглашения, достигнутого по положительным результатам переговоров, каждая из сторон имеет право обратиться в суд за защитой нарушенных прав в общем порядке.

Безусловно, как и в обычном процессе, стороны наделены определенными правами и имеют определенные обязанности. Так, каждый из участников в любое время может отказаться от проведения переговоров и продолжить рассмотрение дела в судебном порядке. В свою очередь, судья, который проводит переговоры, может отказаться от их продолжения, если видит, что перспектива разрешения спора по этому пути отсутствует.

Несмотря на ряд преимуществ, которые данный способ разрешения споров предоставляет участникам, суду и государству, он пока не пользуется популярностью. Докладчица рассказала о препятствиях, с которыми столкнулся Одесский окружной административный суд на пути внедрения процессуальной новинки. Главное из них – содержащийся в доверенностях представителей субъектов властных полномочий прямой запрет идти на примирение. Представители органов власти не желают брать на себя ответственность за принятые во время переговоров решения, поэтому отказываются от участия в процедуре. Понятно, что гораздо удобнее, когда решение примет суд, взяв на себя всю полноту ответственности.

Выход из ситуации служители Фемиды видят в закреплении процедуры на законодательном уровне. Кроме этого, для обязательного ее применения в административной юстиции необходимо изменить бюрократический менталитет органов власти, преодолеть стереотип их влияния и доминирующего положения над гражданами. Э. Катаева выразила надежду, что представители власти поймут: именно субъектам властных полномочий достижение согласия между сторонами может принести большую выгоду. Это, прежде всего, добровольное исполнение условий соглашения, оперативное поступление средств в государственный бюджет, избежание лишних расходов на принудительное исполнение судебного решения и обжаловании судебных решений в вышестоящих судебных инстанциях.

По мнению судьи, сейчас самое благодатное время, чтобы предоставить процедуре досудебного урегулирования споров новый толчок. Украинское общество не только готово – оно стремится к реформам. А судебной системе крайне необходим новый институт, который поможет устранить проблемы в повышении доступности и открытости суда и преодолении коррупции и тем самым снять социальное напряжение. Им как раз и может стать досудебное урегулирование споров с участием судьи.

«Требование люстрации демонстрирует недоверие общества к институтам власти. Ситуация, при которой общественность самостоятельно решает свои противоречия путем взаимных уступок, исключает возможность проявления коррупции. Понятно, что досудебное примирение не может стать панацеей, но в случае его масштабного распространения значительного улучшения уровня доверия к судебной власти можно достичь уже через 2–3 года. Более того, применение такого механизма именно в административном судопроизводстве будет способствовать улучшению отношения общественности к другим ветвям власти», – резюмировала судья. Станет ли благодатной для распространения процедуры галицкая земля, и готовы ли меняться чиновники Прикарпатья, станет понятно в ближайшее время.


Как решили проблему с волокитой в Канаде

Сейчас в канадской провинции Саскачеван все дела (кроме тех, которые рассматриваются по упрощенной процедуре, прогнозируемой продолжительностью не более одного дня) в обязательном порядке направляются на досудебное урегулирование. И примерно 85% споров заканчиваются примирением. Так иностранным коллегам удалось решить ряд проблем, которые не чужды судебной системе Украины – таких, как накопление нерассмотренных дел и длительное время их рассмотрения, растущая сложность споров.

Целью проекта «Образование судей для экономического развития» является оказание поддержки Высшей квалификационной комиссии судей и Национальной школе судей Украины в усовершенствовании судейского образования. Проект финансируется правительством Канады и реализуется Национальным судейским институтом и офисом федерального уполномоченного по вопросам федеральных судей Канады.


 Материал подготовлен на основании данных, предоставленных Одесским окружным административным судом.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Особенности урегулирования споров при участии судьи
Новости онлайн