Новый процессуальный кодекс может лишить хозяйственный процесс ряда преимуществ

07:25, 19 мая 2017
telegram sharing button
facebook sharing button
viber sharing button
twitter sharing button
whatsapp sharing button
Юридическая общественность продолжает обсуждать Проект Хозяйственного процессуального кодекса.
Новый процессуальный кодекс может лишить хозяйственный процесс ряда преимуществ
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Документ был разработан Советом по вопросам судебной реформы при Администрации Президента Украины. Он содержит множество новшеств, в том числе и не свойственных для хозяйственного процесса. О том, чего следует ожидать юристам «Судебно-юридической газете рассказал» заместитель Председателя Харьковского апелляционного хозяйственного суда Алексей Крестьянинов.

«По сравнению с действующим ХПК, — уверен Алексей Крестьянинов, — Проект нового кодекса (далее — Проект) кажется несколько громоздким, поскольку содержит 372 статьи вместо 129 в действующем ХПК. Не исключено, что для лиц, не имеющих юридического образования, Проект будет сложным для восприятия. Однако необходимо отметить, что при создании нормативно-правовых актов законотворцы должны придерживаться определенных требований юридической техники для того, что бы создать совершенный юридический продукт.

Одним из наиболее ожидаемых позитивных изменений является введение в Проекте единой системы электронного суда, что значительно упростит существующий документооборот как для судей, так и для участников процесса. Внимания заслуживает также введение института урегулирования спора судьей, который по заявлению сторон может выступать медиатором и способствовать мирному урегулированию спора путем проведения закрытых и/или общих совещаний.

Прогрессивным шагом является внедрение мер процессуального принуждения, поскольку действующим ХПК предусмотрено наложение штрафа только за неуважение к суду и уклонение от совершения действий, возложенных хозяйственным судом на сторону. В то время как новый Проект предусматривает наступление юридической ответственности по основаниям, препятствующим оперативному и всестороннему рассмотрению дела. Например, наложение штрафа за злоупотребление процессуальными правами, совершение действий или допущение бездеятельности с целью препятствования судопроизводству. К сожалению, сегодня такие случаи нередки и предоставление суду права объективно реагировать на них позволит дисциплинировать стороны и обязать их добросовестно пользоваться своими правами.

Среди важных изменений, седлающих процесс более эффективным также следует отметить: усовершенствование процедуры обеспечения иска и применения встречных обязательств; введение в хозяйственный процесс возможности упрощенного производства; решение вопроса о заключении мирового соглашения на стадии апелляционного и кассационного производства путем признания недействительным решения суда нижестоящей инстанции; введение процедуры возобновления утраченного производства; постоянной коллегии судей; закрепление принципа пропорциональности и арбитражирования.

В то же время, попытка авторов документа унифицировать все судебные процессы, может привести к потере имеющихся преимуществ хозяйственного судопроизводства. В частности чрезмерная детализация и зарегулированность могут повлиять на такой показатель хозяйственного судопроизводства, как оперативность. Хозяйственные суды всегда отличались укороченными сроками рассмотрения дел и их тотальным соблюдением. Значительная формализация процесса и введение несвойственных институтов хозяйственного судопроизводства приведет к увеличению сроков рассмотрения дел, затягиванию судебного процесса, что вряд ли будет способствовать развитию хозяйственных отношений.

Например, введение института свидетелей нельзя назвать позитивной новеллой, поскольку хозяйственные суды рассматривают споры, связанные с предпринимательской деятельностью юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, которая, прежде всего, основывается на заключении хозяйственных договоров. Суд выносит решение на основании доказательств по делу, в которых содержатся фактические данные, устанавливающие наличие или отсутствие обстоятельств, лежащих в основ требований и возражений сторон. В соответствии с действующим ХПК, такими средствами могут быть письменные и вещественные доказательства, заключения экспертов, пояснения представителей сторон и иных лиц, участвующих в судебном процессе. 

Несовершенным нововведением в Проекте является обязательное подготовительное заседание, которое будет проводиться не позже 30 дней после открытия производства, а срок общего подготовительного будет составлять 60 дней. В результате имеем увеличение срока рассмотрения дела, при этом не понятно зачем, ведь, в соответствии с Проектом, стороны должны подавать доказательства вместе с исковым заявлением и отзывом.

Достаточно спорным является введение приказного производства в хозяйственном судопроизводстве, которое в гражданском процессе не имеет высокого уровня эффективности.

Проект обсуждался судьями Харьковского апелляционного хозяйственного суда на общих совещаниях».

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый