Этический совет как потеря субъектности Украины: время «Ч» для главы РСУ Богдана Монича и всего состава РСУ

08:46, 23 октября 2021
Несмотря на заявления Владимира Зеленского о субъектности Украины как о его основной победе на посту Президента, скоро эту субъектность наше государство может потерять.
Этический совет как потеря субъектности Украины: время «Ч» для главы РСУ Богдана Монича и всего состава РСУ
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

23 октября Рада судей Украины будет рассматривать вопрос об избрании членов Этического совета. Речь идет о трех людях из числа судей или судей в отставке, которые могут занять место в органе по проверке действующих членов Высшего совета правосудия (ВСП) и кандидатов в ВСП. Остальных трех уже делегировали международные партнеры. Письмо, в котором Украине назвали список проверяющих, подписали послы США, Канады, Великобритании и другие.

Но, как известно, 8 октября Пленум Верховного Суда обратился в Конституционный Суд Украины с представлением относительно конституционности норм закона №1635-IX о создании Этического совета. Ведь в данном органе украинским судьям отведена лишь роль статистов.

Еще при обсуждении превалирующей роли «международников» в вопросе избрания состава ключевых органов судебной власти Украины – ВККС и ВСП, на стадии комитета Верховной Рады, народные депутаты от «Слуги народа» говорили, что имеет место угроза национальному суверенитету Украины. Однако затем, по каким-то причинам, быстро изменили свою позицию и приняли поправку, позволяющую вовсе не учитывать мнение украинской стороны при голосованиях в Этическом совете.

То есть, роль украинских судей будет состоять в том, что они просто поприсутствуют в составе Этического совета, а их мнение не будет стоить выеденного яйца. Окончательное же решение примут представители иностранных и международных организаций.

В таком случае возникает вопрос о том, действительно ли Украина достигла «субъектности».

Ведь первое место среди списка своих побед на посту Главы государства Владимир Зеленский отдал именно субъектности.

«Достижения… Мне сложно, это же нужно как-то хвастаться. Но я считаю, что мы точно субъективизируемся. Украина приобретает субъектность в мировой политике.

Я делаю все, чтобы нас уважали за рубежом – не только в нашей стране.

Чтобы считались с нашим мнением, чтобы за нас не решали вопросы», – утверждал Зеленский после Крымской платформы.

«Мне кажется, что многие страны поняли, что Украину можно держать на таком расстоянии, вроде «ну хорошо, ну молодцы, еще немного, еще пару реформ и т. д.». Они видят, что Украина нуждается сейчас в поддержке, сейчас у нас война, нуждаемся и от стран Альянса и от США. Это важные месседжи, которые получила Америка от нас точно....

Я выражаюсь как равный им президент или представитель равной им страны. Мне кажется, что отношение любой страны, как страны второго, третьего, или еще какого-то мира, оно несправедливо.

Я считаю, что резкостью, а она правдивая, это не игра какая-то, мы возвращаем субъектность нашей страны», – сказал не так давно Зеленский в интервью «1+1».

«Субъектность» на практике

Судебная власть – это равная ветвь государственной власти и составляющая субъектности Украины.

Что предлагается сделать Украине законом об Этическом совете?

Решение о том, чтобы рекомендовать уволить любого члена Высшего совета правосудия – избранного съездом судей Украины, адвокатским, научным, прокурорским сообществом, назначенного Президентом Украины или Верховной Радой, может быть принято без учета мнения украинской стороны.

Достаточно 2 голоса «международников», чтобы «казнить» любого из тех, кому украинская власть или профессиональное самоуправление доверило миссию представлять себя в Высшем совете правосудия.

И даже если три украинских члена будут против, то их голоса не будут учтены в случае одинакового количества голосов «за» и «против» при повторном голосовании голоса членов, из которых по крайней мере двое предложены международными организациями, являются решающими», – сказано в законе).

При этом, такие положения закона – не просто рычаг, который упрощает увольнение «недобропорядочных» членов ВСП.

Это также и широкая возможность назначить любого «понравившегося» в новый состав Высшего совета правосудия.

Ведь даже если украинская сторона будет считать предложенного кандидата в ВСП явно недобропорядочным и не достойным занять кресло члена ВСП, ее мнение «множится на ноль» решением международных экспертов.

Можно ли в данном случае говорить о «субъектности Украины» как о свершившемся факте?

Безусловно, похвала от международных партнеров и оценка ими действий Президента как «правильных» – это приятно. Однако такая похвала несоизмерима с теми последствиями, которые может иметь реализация закона об Этическом совете.

А о том, какие последствия это может иметь, очень точно в интервью «Судебно-юридической газете» сказал новый председатель Верховного Суда Всеволод Князев:

«Реформа должна вводиться таким образом, чтобы минимизировать негативное влияние на общество и права граждан.

Что касается изменений в закон о Высшем совете правосудия, то на самом деле существует опасность остановки работы этого органа на неопределенный срок, соответственно будет остановлено ​​большое количество процедур, критически необходимых для функционирования судебной системы.

На это Верховный Суд обращал внимание во время законотворческого процесса. И после принятия закона мы предлагали внести в него изменения в части обеспечения непрерывности работы ВСП.

В этом аспекте наиболее болезненным является вопрос затягивания с формированием ВККС, а это станет результатом остановки деятельности ВСП. Учитывая кадровый голод в судах первой и особенно апелляционной инстанции, это недопустимо. ВККС не работает почти два года и, даже при условии своевременного формирования нового состава ВСП, предсказуемо не заработает раньше июня 2022 года.

За это время уволится еще больше судей, в некоторых апелляционных и местных судах просто некому будет рассматривать дела – как уголовные, так и, например, дела о взыскании алиментов или возмещения вреда здоровью.

Верховный Суд здесь был всегда конструктивным и предложил точечные изменения в принятый закон, который бы позволил избежать этой ситуации. Но пока эти предложения не рассмотрены парламентом», – отметил он.

Таким образом, очевидно, что реализация закона затронет не просто членов Высшего совета правосудия. Она негативно отразится и на правах украинских граждан, которые будут в очередной раз недоумевать – почему их элементарные споры лежат годами в суде?

Сыграет ли это в плюс доверию к судебной власти и доверию к власти в целом? Очевидно, что виноватыми в глазах граждан будут вовсе не «международные партнеры».

Рада судей Украины оказалась в непростых условиях. Фактически РСУ попала в «политические тиски», когда в нее «летят камни» как со стороны Офиса Президента, так и со стороны международных партнеров Украины. Выдержит ли РСУ это давление или поддастся на политический шантаж, станет известно уже завтра.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Youtube «Право ТВ», чтобы быть в курсе самых важных событий.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки