Отмена обязательной сертификации пищевой продукции может привести к катастрофе

16:05, 5 августа 2015
Как известно, 6 мая 2015 года Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) своим приказом № 451, со сложным названием «О внесении изменений в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, и признании утратившими силу некоторых приказов Государственного комитета Украины по стандартизации
Отмена обязательной сертификации пищевой продукции может привести к катастрофе
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Как известно, 6 мая 2015 года Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) своим приказом № 451, со сложным названием «О внесении изменений в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, и признании утратившими силу некоторых приказов Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации» окончательно отменило обязательную сертификацию пищевой продукции, в том числе и детского питания. Этим же приказом были отменены и Правила обязательной сертификации пищевых продуктов, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации еще 2 июня 1997 года под № 322. Попробуем разобраться, что же стоит за отменой сертификации пищевой продукции, и какие могут быть последствия этого шага.

В Минэкономразвития, вероятно, уверены, что отмена обязательной сертификации пищевых продуктов не приведет к ухудшению обеспечения населения качественной продукцией, поскольку вроде бы как остается многоуровневый контроль над пищевыми продуктами в течение всего цикла их производства. Также, контроль над продукцией вроде бы сохраняют санитарная и ветеринарная службы, а также инспекция по защите прав потребителей.

Однако, похоже, что никто не учел такого элементарного факта, что в Украине до сих пор отсутствуют технические регламенты пищевой продукции, а с августа 2014 года контроль над безопасностью и качеством пищевой продукции не проводится, поскольку введено ограничение на проведение проверок государственными инспекциями и другими контролирующими органами. Согласно нормам ст. 31 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год», проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей контролирующими органами осуществляются в течение августа - декабря 2014 только с согласия Кабинета Министров Украины или по заявке самого предприятия. Исключение сделано только для Государственной фискальной службы Украины, однако, как известно, в полномочия этой организации не входит проверка качества изготовляемой продукции.

Хотелось бы отметить, что хотя необходимость иметь четкие технические регламенты пищевой продукции, является одним из требований ЕС, однако пока что никаких сколько-нибудь заметных попыток их создать в Украине не наблюдается. Следовательно, пока такие стандарты не будут разработаны, любые действия Минэкономразвития по отмене обязательной сертификации следует признать недопустимыми, поскольку в перспективе они несут угрозу национальной безопасности Украины и нарушают конституционные права граждан Украины. Например, действия Минэкономразвития явно нарушают конституционные права граждан, предусмотренные ст. 3, 42, 50 Конституции Украины. Эти статьи предусматривают обеспечение конституционных прав граждан на безопасность, качество жизни и здоровье. «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью», - например, напоминает нам ст. 3 Конституции.

Благодаря политике МЭРТ под ударом оказывается один из основополагающих принципов европейских директив - поставки на европейский рынок может осуществлять только производитель безопасной продукции. Эта норма прямо прописано в ст. 3 Директивы Европейского Парламента и Совета Европы № 2001/95 / ЕС от 03.12. 2001 «Об общей безопасности продукции». «Изделие считается безопасным, если оно соответствует специальным правилам национального законодательства стран-членов, на территории, которых продается изделие. Продукция получает презумпцию безопасности, если риски или категории рисков покрываются национальными стандартами, гармонизированными с европейскими», - написано в директиве.

Действия Минэкономразвития, как и вообще отсутствие какого-либо контроля над изготовлением продукции в стране, привели к невыполнению требований ст. 3 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов". Согласно статье, государство обеспечивает безопасность и качество пищевых продуктов в целях защиты жизни и здоровья населения от вредных веществ, которые «могут присутствовать в пищевых продуктах».

Закон также предусматривает, что должны быть установлены обязательные параметры безопасности для пищевых продуктов, должны быть созданы технические регламенты, определены необходимые санитарные мероприятия и ветеринарно-санитарные требования для мощностей и лиц, занятых в процессе производства; определены требования относительно состояния здоровья ответственного персонала производителей, и продавцов,  участие в работе соответствующих международных организаций, которые устанавливают санитарные меры и стандарты пищевых продуктов на региональном и мировом уровнях, должен осуществляться государственный контроль на объектах, где производятся и перерабатываются продукты, составляющие значительный риск для здоровья и жизни людей; должен осуществляться государственный надзора с целью проверки выполнения производителями и продавцами объектов санитарных мер требований настоящего Закона; должны выявляться нарушения Закона и осуществляться необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, которые не выполняют нормы Закона.

Сейчас получается, что всем развитом мире, кроме Украины, является актуальной проблема биологической безопасности, контроля над обращением пищевых продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы или изготовленные с их использованием. Во всем мире, кроме, опять же, Украины, понимают, что неконтролируемое распространение таких продуктов может привести к непредсказуемым последствиям.

Очевидно, что решение об отмене сертификации пищевых продуктов в условиях финансового кризиса приведет к возврату Украины в вопросах качества и безопасности пищевых продуктов в начало 1990-х годов, когда рынок Украины заполонили продукты питания сомнительного качества или просто поддельные и фальсифицированные продукты, с истекшими сроками годности.

Только благодаря последующему введению сертификации украинский потребитель смог получить на свой стол качественные продукты питания. Ситуация на потребительском рынке тогда была стабилизирована.

Сейчас уже почти утрачена возможность своевременного выявления на рынке продукции, которая представляет опасность для жизни, здоровья, наследственности человека и сохранности окружающей среды. Доступ фальсифицированной продукции на потребительский рынок вновь, как в 1990-е годы, становится открытым. В Украине созданы тепличные условия для поступления на внутренний рынок некачественной продукции импортного происхождения.

Есть некоторые мысли о том, кому выгодно существующее сейчас положение вещей. Учитывая, что сейчас все развитые страны мира заботятся о защите своего потребительского рынка, применяя механизмы технического регулирования продукции, в частности процедуру сертификации, то реализовать пищевые продукты без подтверждения их безопасности соответствующими документами, выданными или признанными в пределах ЕС, невозможно. В США, Канаде, Австралии и Японии также на законодательном уровне установлены жесткий контроль над импортируемыми продуктами.

Решение об отмене сертификации пищевых продуктов в то время, когда передовые страны заботятся о защите своего потребительского рынка, наводит на определенные подозрения. Может быть, все дело в лоббизме и больших  суммах денег, которые готовы платить пока что неизвестные импортеры за поставки в нашу страну опасной и низкокачественной продукции? Может быть, все дело в банальной коррупции в Минэкономразвития и правительстве вообще? Возможно, что национальные интересы и здоровье граждан предаются в обмен на большие деньги, которые готовы платить крупные иностранные корпорации, давно присматривающиеся к украинскому рынку? Иначе как рационально можно объяснить тот факт, за все время независимости Украины, не внедрен ни один технический регламент на пищевую продукцию?

Пока что, на эти вопросы нет четких ответов, но понятно одно - Минэкономразвития сознательно или нет, но вообще не владеет ситуацией относительно норм, определенных законодательством Украины, Министерство огульно, исходя из своих пока что непонятных интересов, полностью отменило обязательную сертификацию всех пищевых продуктов, в том числе и детского питания. А ведь для того, чтобы даже не задумываться о таком решении, МЭРТ надо было просто провести анализ проверок качества пищевой продукции хотя бы за последние годы и выяснить, сколько на рынке было обнаружено опасной и некачественной продукции, сколько ее не было допущено к реализации, а также выяснить, сколько людей отравилось и умерло вследствие употребления некачественной пищи.

Тогда бы всем стало понятно, что именно сертификация пищевой продукции в современных условиях, защищает украинский рынок и обеспечивает его насыщение безопасными и качественными продуктами. 

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді