Судейское самоуправление является одной из гарантий обеспечения самостоятельности судов и независимости судей (ст. 124 Закона «О судоустройстве и статусе судей»). Выполнение этой задачи предполагает наполнение новым содержанием существующих полномочий ССУ с учетом уже наработанного опыта и внесение изменений в действующее законодательство относительно наделения ССУ другими полномочиями, которые позволили бы обеспечить гарантии независимости судей и самостоятельности судов таким образом, чтобы это почувствовал каждый судья.
«На сегодняшний день судебная система, которая должна защищать других, сама нуждается в защите. И все надежды на осуществление такой защиты судейское сообщество возлагает на ССУ как высший орган судейского самоуправления в период между съездами судей», – отметила судья Хозяйственного суда Харьковской области Татьяна Суярко.
Повышение эффективности его работы может быть обеспечено путем:
1) переформатирования организационной структуры Совета;
2) создания его правления как органа, способного в исключительных и срочных случаях реагировать на угрозы независимости судей;
3) создания секций ССУ по специализации судов;
4) изменений в организации деятельности ССУ – например, проведения заседаний в регионах с участием всех желающих судей.
5) закрепления членов ССУ по регионам с целью приближения к проблемам конкретного суда и судьи;
6) возложения на теруправления ГСА в регионах задач по работе со СМИ и общественностью, развитию правовой культуры населения, правовой пропаганде, а не только по распределению бюджета, выполнения ТУ ГСА функций секретариата ССУ на местах и др.
Вопрос в том, чтобы хотя бы часть этих идей и наработок была учтена новым Советом судей Украины. Ведь вся судебная власть и каждый судья как элемент в «большом механизме правосудия» нуждается в защите.