Зарплата работников суда мотивирует к коррупции?

13:00, 16 июня 2016
Случилось то, чего со страхом ждали работники судебной системы — согласно ч. 1 ст. 92 Закона «О государственной службе», помощники судей теперь относятся к патронатной службе и не являются госслужащими.
Зарплата работников суда мотивирует к коррупции?

Мария Дунай,
специально для
«Судебно-юридической газеты»

 

Пока кипят страсти вокруг новой судебной реформы, проблемы в судах остаются прежними и никуда не исчезают.

Случилось то, чего со страхом ждали работники судебной системы — согласно ч. 1 ст. 92 Закона «О государственной службе», помощники судей теперь относятся к патронатной службе и не являются госслужащими.

Уверенность в завтрашнем дне?

Самое значительное, что потеряли помощники судей вместе со статусом госслужащих — это уверенность в завтрашнем дне. Так, согласно ч. 3 ст. 92 Закона «О государственной службе», трудовые отношения с работником патронатной службы прекращаются в день прекращения полномочий лица, чьим работником патронатной службы он назначен (т.е. в день прекращения полномочий его руководителя, например, судьи). Акт об увольнении принимается руководителем государственной службы. Работник патронатной службы может быть досрочно уволен по инициативе лица, работником патронатной службы которого он назначен, или руководителя патронатной службы. Уволить коллегу-госслужащего гораздо сложнее.

И последний факт, который заставляет задуматься: если помощник судьи — не госслужащий, то это значит, что на него не распространяется антикоррупционное законодательство. Законодателю стоило заранее подумать, к чему это может привести, учитывая непосредственную близость помощников судьей к судопроизводству.

Как ответила исполнительная власть

Работники судов проявили стойкость и единство позиций. Многие суды Украины обратились к президенту, спикеру парламента, премьер-министру и председателю Государственной судебной администрации с просьбой не понижать уровень их окладов. В первую очередь, потому, что это приведет к кадровому коллапсу в аппарате судов из-за массового увольнения квалифицированных кадров, что, в свою очередь, может привести к ограничению права граждан на доступ к судопроизводству. Ведь что ни говори, но судопроизводство лежит «на плечах» не только судьей, но и работников аппарата. По сути, письма судов сводились к двум просительным пунктам: восстановить действие абз. 2 ч. 1 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей» и руководствоваться постановлением КМУ №268 вместо постановления КМУ №292.

5 мая 2016 года Кабмин принял постановление №322 «О внесении изменений в приложения 1 и 3 к постановлению Кабинета Министров Украины №292 от 6 апреля 2016 года», которое ситуацию существенно не исправило.

Крик о помощи услышало Минсоцполитики. И ответило письмом №7291/0/14-16/13 от 20 мая 2016 года, которое разбило все надежды работников судебной системы. По сути, мнение Минсоцполитики, изложенное в письме, сводится к тому, что размеры должностных окладов госслужащих территориальных органов ГСА Украины, аппарата апелляционных и местных судов определяются постановлением КМУ №292 с учетом отнесения соответствующих должностей к конкретным группам оплаты труда.

Следом за Минсоцполитики, 24 мая 2016 года, письмом №8-3819/16 «Об определении окладов государственной службы» отозвалась и Государственная судебная администрация Украины. Приложением к этому письму была, в частности, схема должностных окладов на должностях государственной службы по группам оплаты труда территориальных управлений Государственной судебной администрации Украины, апелляционных и местных судов с учетом юрисдикции государственных органов.

Главный «плюс» письма ГСА заключается в определенности: теперь работникам аппарата судов точно ясно, сколько им должны будут платить. К примеру, специалист, судебный распорядитель, секретарь судебного заседания апелляционного суда будут получать оклад в размере 2412 грн., а местного общего суда — 1723 грн. Ведущему специалисту, старшему судебному распорядителю, старшему секретарю суда, секретарю судебного заседания апелляционного суда предусмотрели должностной оклад в размере 2929 грн., а их коллегам из местного общего суда — 2240 грн.

Не так давно на сайте «Судебная власть Украины» появилась обнадеживающая информация, в соответствии с которой ГСА совместно с Министерством финансов было проведено приближение расходов на оплату труда судей и работников аппарата судов, учитывая изменение составляющих заработной платы и уменьшение должностных окладов работников аппарата судов в соответствии с Законом «О государственной службе». Также было сказано, что всем работникам аппарата судов до конца года будет сохранен размер средней заработной платы, который был установлен по состоянию на конец апреля.

Кто хочет на госслужбу?

Эта временная отсрочка радует, но ключевое в этой фразе слово «временная». В 2017 году консультанты, секретари суда, судебные распорядители, должности которых отнесены к девятой группе оплаты труда, будут получать по 1723 грн. вместо 4350 грн.. Несложным вычетом из оклада стоимости проезда на работу и с работы, оплаты коммунальных платежей можно определить, сколько останется у госслужащего на хлеб насущный. Об одежде говорить уже не приходится. Так что это: антикоррупционная политика или мотивирование к коррупции?

А ведь законодателю стоило бы вспомнить ч. 2 ст. 22 Конституции, которой установлено, что при принятии новых или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод человека и гражданина. Или хотя бы ст. 50 Закона «О государственной службе», в соответствии с которой на государство возлагается обязанность обеспечивать достаточный уровень оплаты труда государственных служащих. Именно поэтому помощники судей не ропщут, т.к. им нужно кормить семьи, и судя по всему, их коллеги готовы отдать свой статус госслужащих ради пристойных окладов.

При этом не стоит думать, что на работу за 1723 грн. так легко попасть. Эпопее прохождения конкурса на занятие вакантной должности государственной службы посвящена отдельная глава Закона «О государственной службе». Там можно найти и обширный список документов, которые необходимо собрать кандидату, и норму о проверке этих документов службой управления персоналом государственного органа на соответствие установленным законом требованиям. А затем кандидаты, документы которых прошли проверку, должны пройти тестирование. Но и на этом конкурс не заканчивается — согласно ч. 3 ст. 26 Закона «О государственной службе», кандидаты, прошедшие тестирование, проходят также собеседование и/или другие виды оценки.

Чтобы дополнить картину, стоит отметить, что заработная плата — это, по сути, единственный источник доходов государственных служащих: согласно запретам, установленным Законом «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», государственный служащий лишен возможности получать дополнительную прибыль от совмещения деятельности на госслужбе с другими видами оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и творческой работы, медицинской практики, инструкторской и судейской практики в спорте.

Персональная ответственность за гроши

Все познается в сравнении. В соответствии с описанной выше схемой, предложенной ГСА, должностной оклад руководителя аппарата местного общего суда, должность которого относится к четвертой группе оплаты труда, установлен в размере 5169 грн. (ранее было 7250 грн.). Согласно ст. 2 Закона «О государственной службе», руководитель государственной службы в государственном органе — должностное лицо, занимающее высшую должность государственной службы в государственном органе, в должностные обязанности которого входит осуществление полномочий по вопросам государственной службы и организации работы других работников в этом органе. Из положений ст. 17 Закона «О государственной службе» можно сделать вывод, что руководители государственной службы в судах — именно руководители аппарата. А значит, оклад руководителя аппарата теперь на 343 грн. меньше, чем у подчиненного ему помощника судьи.

В то же время все, за что несет ответственность руководитель аппарата суда, даже перечислить сложно. Лаконично степень его ответственности обозначена в ч. 3 ст. 152 Закона «О судоустройстве и статусе судей»: руководитель аппарата суда несет персональную ответственность за надлежащее организационное обеспечение суда, судей и судебного процесса, функционирование автоматизированной системы документооборота. Более детальный перечень обязанностей можно прочитать в ст. 17 «О государственной службе» — в него входят и осуществление контроля за соблюдением исполнительской и служебной дисциплины в государственном органе, и создание надлежащих для работы условий, и их материально-техническое обеспечение, и планирование служебной карьеры, плановое замещение должностей государственной службы подготовленными специалистами в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности, и стимулирование продвижения по службе. По сути, в обязанности руководителя аппарата входит и поиск компетентных специалистов на оклад в 1723 грн. — а это «миссия невыполнима».

Итак, если трудности и колоссальная ответственность вас не пугают, как и оклад приблизительно в 5 тыс. грн., и при всем этом имеется образование на уровне магистра и соответствующий опыт, то милости просим на должность руководителя аппарата суда!

Подробнее об этом читайте в статье «Какие последствия будет иметь причисление помощников судей к патронатной службе?».

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Зарплати суддів: що мав на увазі КСУ, визнавши окремі норми неконституційними
Сегодня день рождения празднуют
  • Галина Момонт
    Галина Момонт
    судья Кировоградского окружного административного суда
  • Игорь Бенедисюк
    Игорь Бенедисюк
    председатель Высшего совета правосудия
  • Андрей Черногуз
    Андрей Черногуз
    судья Хозяйственного суда Киевской области