Почему система запуска э-деклараций провалилась?

10:51, 25 августа 2016
15 августа 2016 года, впервые в истории Украины, начала работать система электронного декларирования доходов, расходов и имущества высших государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и судей.
Почему система запуска э-деклараций провалилась?

Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»

 

15 августа 2016 года, впервые в истории Украины, начала работать система электронного декларирования доходов, расходов и имущества высших государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и судей.

Если раньше все декларации приходилось заполнять от руки, то теперь их нужно будет заполнять в электронном виде в Едином государственном реестре деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, который будет находиться на сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК).

За внесение недостоверных данных об имуществе и доходах или их сокрытие предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

По замыслу разработчиков, система электронного декларирования позволит правоохранительным органам более эффективно бороться с коррупцией, поскольку теперь они смогут быстро выявлять несоответствие между указанными данными и реальным уровнем жизни чиновников, народных депутатов и судей.

Первые последствия неполноценного запуска системы электронного декларирования уже ощутимы. Высокопоставленные чиновники, народные депутаты и судьи заявили, что не будут подавать свои декларации о доходах, пока не будут исправлены все технические недочеты в системе.

«Я лично, как человек, который был одним из соавторов Закона «О предотвращении коррупции», не буду подавать электронную декларацию до того момента, пока не будут решены все технические вопросы и система не получит соответствующий сертификат», — заявил министр юстиции Павел Петренко.

Юристы отмечают, что такая позиция вполне оправдана, поскольку ст. 8 Закона «О защите информации в информационно-коммуникационных системах» предусматривает, что все государственные информационные ресурсы должны иметь КСЗИ.

Больше всего недовольны сложившейся ситуацией политики и общественные активисты, профессионально занимающиеся антикоррупционной кампанией. Они считают, что внесенные до сертификации реестра декларации не имеют никакой юридической силы. Следовательно, лица, сообщившие недостоверные данные о своих доходах, не понесут за это никакой ответственности. По их словам, это напоминает ситуацию с радаром «Визир», с помощью которого в 2008-2010 гг. ГАИ пыталась бороться с нарушителями скоростного режима. Однако, с учетом того, что в те годы отсутствовала соответствующая законодательная база, а сам прибор не был сертифицирован, в 2010 году КСУ признал незаконным наложение штрафов по данным прибора.

В судейском сообществе пока еще до конца не определились, что делать в ситуации, когда реестр не будет сертифицирован. Большинство судей считают, что до завершения сертификации системы торопиться с подачей деклараций не стоит. Опасения вызывает, прежде всего, возможная утечка персональных данных. Предполагается, что 8-9 сентября сложившаяся ситуация будет обсуждаться на заседании Совета судей.

Что происходит вокруг реестра электронных деклараций, когда состоится его запуск и как это отразится на судьях, читайте в статье «Декларации взяли фальстарт».

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали Общественный совет международных экспертов для Антикоррупционного суда