Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
C 30 сентября вступают в силу изменения в Конституцию Украины в части правосудия и новая редакция Закона «О судоустройстве и статусе судей».
В п. 6 «Переходных положений» нового Закона «О судоустройстве и статусе судей» значится, что кассационные суды действуют в пределах их полномочий, определенных процессуальным законом, до начала работы Верховного Суда в составе, определенном законом, и до вступления в силу соответствующего процессуального законодательства, регулирующего порядок рассмотрения дел Верховным Судом в составе не менее 65 судей.
Другими словами, от того, насколько быстро будут приняты изменения в процессуальное законодательство, зависит реализация судебной реформы.
Как известно, судебная реформа вносит кардинальные изменения в систему правосудия — изменяются структура судов, порядок назначения, увольнения и привлечения к дисциплинарной ответственности судей, их социальные гарантии и др. Но одной из основных новелл является то, что судебная система становится трехзвенной. Это означает, что высшие специализированные суды ликвидируются, а вместо них создаются кассационные суды в составе Верховного Суда.
Еще до того, как стало известно о новшествах, лидеры административной юстиции неоднократно заявляли о необходимости сделать админюстицию автономной, поскольку, по их мнению, она кардинально отличается от других юрисдикций и должна быть независимой, в т.ч. от политического давления.
Кроме этого, ключевым этапом судебной реформы является внесение изменений в процессуальное законодательство.
Если с наработкой изменений в Гражданский и Хозяйственный процессуальные кодексы есть ясность, то с Кодексом административного судопроизводства, по словам экспертов, все сложно.
Какие же изменения ожидают административные суды со вступлением в силу нового Закона «О судоустройстве и статусе судей», и как обстоят дела с внесением изменений в КАСУ, читайте в статье «Административная юстиция: между строк».