Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Верховная Рада Украины хочет внедрить механизм доступа граждан к конституционной юстиции, что будет способствовать дальнейшему развитию законности в Украине, а также урегулировать порядок организации и деятельности Конституционного Суда Украины.
Так, 1 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5336 «О Конституционном Суде Украины».
Инициатором законопроекта выступил народный депутат Юрий Одарченко.
Необходимость разработки законопроекта
В конце сентября 2016 года, а именно 30 числа, вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» от 2 июня 2016 года. Данным законом введены существенные изменения в положения Основного Закона относительно правосудия.
Раздел XII Конституции Украины «Конституционный Суд Украины» (далее — КСУ) потерпел значительных изменений. Так, согласно новой редакции раздела, состав КСУ должен формироваться на конкурсной основе; он получил дополнительные полномочия относительно проверки содержания вопросов, которые выносятся на всеукраинский референдум по народной инициативе; введен институт конституционной жалобы; суд лишен полномочий по толкованию законов Украины, однако для всех граждан Украины открыли доступ к суду.
Кроме этого, согласно новой редакции ст. 153 Конституции Украины, порядок организации и деятельности КСУ, статус судей, основания и порядок обращения в суд, процедура рассмотрения им дел и исполнение решений суда определяются Конституцией Украины и законом.
Учитывая вышесказанное, действующий Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» перестал отвечать требованиям Основного Закона.
Без принятия нового Закона невозможна реализация всех конституционных новелл, а также в целом — дальнейшая деятельность суда, процедура рассмотрения дел в котором, в настоящее время урегулирована Регламентом КСУ, что является подзаконным актом.
В связи с этим возникла необходимость разработки предлагаемого законопроекта.
Назначение судей на конкурсной основе
Законопроект предусматривает комплексное урегулирование порядка организации и деятельности Конституционного Суда Украины, в том числе и процессуальные аспекты рассмотрения конституционных представлений и обращений.
Назначение судей КСУ предлагается осуществлять на конкурсной основе. Конкурсная комиссия должна образовываться органом, который уполномочен назначать судью, не позднее, чем за четыре месяца до даты истечения срока полномочий судьи, а сам конкурс проходить в такие сроки, чтобы уже на следующий день после прекращения полномочий судьи его преемник мог принять присягу на специальном пленарном заседании Суда.
Конкурсная комиссия, которая образуется Верховной Радой Украины, должна состоять из представителей всех фракций, которые есть в Верховной Раде, а также независимых представителей от Совета адвокатов Украины и Высшего совета правосудия.
Конкурсная комиссия, которая образуется президентом Украины и Советом судей Украины (которая образует ее для отбора кандидатов для утверждения их Съездом судей Украины) также должна содержать представителей Высшего совета правосудия и Совета адвокатов Украины. Таким образом, повышается роль и авторитет этих органов.
Как отмечается в пояснительной записке, конкурс на замещение вакантной должности судьи должен проводиться в три таких этапа.
Первый этап — кандидат подает пакет документов, аналогичный пакету документов, которые подает кандидат на должность судьи суда общей юрисдикции. В отношении каждого кандидата проводится специальная проверка, проверка добропорядочности, проверка на основании закона об очищении власти, проверка родственных связей, полная проверка декларации.
Кандидатуры, которые не были отклонены на первом этапе, проходят письменное тестирование с оценкой от 0 до 100 баллов. Кандидаты, получившие не менее 75 баллов, проходят квалификационное собеседование, которое транслируется в прямом эфире и по результатам которого кандидаты получают от 0 до 100 баллов.
В дальнейшем кандидаты, которые набрали наибольшее количество баллов в количестве, которое в два раза превышает количество вакансий, которые должны быть заполнены (если вакантна одна должность — два кандидата, если вакансия возникала относительно трех судей — шесть кандидатов), представляются на рассмотрение субъекта, который должен назначать соответствующих судей. Среди этих кандидатов — орган, который осуществляет назначение и выбирает лиц, которых назначает судьями Конституционного Суда Украины.
Что полагается после конкурсной основы
Лицо, которое уже является судьей суда общей юрисдикции и которому на момент назначения менее 56 лет, имеет возможность сохранить за собой должность в суде общей юрисдикции, на которую оно вернется после окончания 9-летнего срока полномочий.
Судья принимает присягу в течение 30 дней со дня назначения, имея это время для устранения нарушений требований относительно несовместимости.
Деятельность суда
Законопроект предусматривает закрепление статуса секретариата суда, а также помощников каждому из судей, число которых предполагается закрепить на уровне трех для судьи, четырех — для заместителя председателя суда, пяти — для председателя суда.
Предполагается, что суд может осуществлять свою деятельность в двух формах: процессуальной и организационной.
Организационная деятельность суда проходит на его заседаниях, во время которых принимаются постановления, которыми утверждаются положения и другие локальные акты, которые, согласно закону, должны утверждаться судом (положение об автоматизированной системе документооборота суда, смета секретариата суда, решение об увольнении судей, штатное расписание секретариата суда и другие локальные нормативные акты). Во время заседаний суда не могут решаться процессуальные вопросы.
Процессуальная деятельность суда проводится в форме вынесения судьями определений единолично, деятельности коллегий судей и пленарных заседаний Конституционного Суда Украины, в которых принимают участие все судьи.
Обращение в Конституционный Суд по-новому
Законопроект предусматривает, что в КСУ могут вноситься три вида процессуальных обращений: конституционные представление, обращение и конституционные жалобы.
Конституционное представление вносится субъектами, определенными в Конституции Украины: не менее 45 народными депутатами Украины, президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, Верховным Судом, Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека, Верховной Радой Автономной Республики Крым. Конституционное представление предоставляет наиболее широкий доступ к правосудию, поскольку в нем возможно оспорить конституционность закона, акта президента Украины, Кабинета Министров Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым, а также толкование Конституции Украины. Субъект права на конституционное представление не обязан доказывать, что его права были чем-то нарушены актом, который обжалуется.
Кроме этого, прямо устанавливается обязанность суда предоставить официальное толкование Конституции Украины по обращению надлежащего субъекта — без права суда отказывать в открытии производства из-за «недостаточного обоснования оснований для внесения представления».
Дисциплинарная ответственность судей — обязательна
Отдельно следует отметить, что все материалы конституционных производств будут открыты для ознакомления в режиме онлайн через сайт суда. Все материалы производств и все документы в производствах будут сканироваться и обнародоваться. Все заседания суда будут транслироваться, а записи заседаний — храниться с возможностью их просмотра через веб-сайт суда. Также предлагается сделать открытыми стенограммы заседаний суда.
Отдельным вопросом является дисциплинарная ответственность судей. Поскольку Конституция Украины предусматривает, что увольнение судей Конституционного Суда осуществляется исключительно самим судом, дисциплинарная ответственность судей также должна осуществляться через Конституционный Суд.
В структуре суда предлагается создать дисциплинарную комиссию, которая будет осуществлять рассмотрение жалоб на судей и сообщений о нарушении судьями требований Закона. Основаниями для подачи жалобы могут быть как общие основания, определенные Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» (нарушение норм этики судьи, нарушение требований относительно несовместимости или добродетели, затягивание рассмотрения дел), так и специфические для конституционной юстиции.
Дисциплинарная комиссия отклоняет заведомо необоснованные жалобы и передает другие жалобы на рассмотрение в заседании суда. По результатам рассмотрения жалобы судье может быть объявлено предупреждение, выговор и строгий выговор.
В случае наличия у судьи строгого выговора и совершения им повторного нарушения решается вопрос об увольнении такого судьи. Имеющиеся выговоры и строгие выговоры до своего погашения влияют на размер денежного вознаграждения судьи.
Закон ограничивает возможности обжалования дисциплинарных решений. Так, иск об увольнении судьи с должности может быть вынесен только по мотивам нарушения основных конституционных принципов процедуры увольнения, например, отсутствия необходимого количества голосов за увольнение судьи или отсутствия кворума на заседании суда. Мотивы увольнения не является основанием для иска. Иски об увольнении судей Конституционного Суда должен рассматривать Верховный Суд как суд первой и последней инстанции.
Кто может привлекаться в судебное разбирательство
В целом законопроект направлен на обеспечение конкретного и четкого правового регулирования деятельности Конституционного Суда Украины, предоставление гражданам доступа к Конституционному Суду Украины и обеспечение реальной независимости судей от любой ветви власти.
Законом устанавливается, что в каждом конституционном производстве всегда присутствует субъект права на конституционное представление (обращение, жалобу).
К делу также привлекаются заинтересованные лица — в производстве в отношении конституционных жалоб это лица, которые были сторонами по делу, которое стало основанием для подачи жалобы, в других видах производств — это могут быть другие лица, которые прямо заинтересованы в результатах конституционного производства.
Также судом могут привлекаться третьи лица — субъекты, на которых решение суда влияет прямо и непосредственно, но которые не относятся к другим категориям сторон.
Введение новой процессуальной позиции
Кроме этого, вводится принципиально новая процессуальная позиция — amici curiae (лат. — «друзья суда»). Данный институт существует во многих западных демократиях. Задача «друзей суда» — представить суду письменную позицию, в которой осветить аспекты дела, на которые стороны не обратили внимание, которые не были сообщены суду сторонами, а также привлечь внимание суда на возможное влияние судебного решения на правоотношения, которые не являются предметом рассмотрения в данном производстве.
«Так, например, в деле о неконституционности определенной нормы закона «друг суда» может обратить внимание судей на то, что данная норма может быть как конституционной, так и неконституционной — в зависимости от конкретного аспекта ее применения.
Такая позиция может убедить суд признать норму неконституционной лишь в отношении определенного аспекта ее применения», — подчеркивает автор законопроекта.
Позиция «друга суда» присоединяется к материалам дела, но суд не обязан на нее реагировать никоим образом, хотя и вправе вызвать такое лицо в судебное заседание для дачи объяснений.
Обеспечение защитой со стороны суда
Законопроект имеет целью практическую реализацию новаций, которые были внедрены в результате конституционной реформы в части правосудия.
Задачей законопроекта является обеспечение права каждого лица, чьи права были нарушены неконституционным законом, получить доступ к органу конституционной юрисдикции, обеспечению верховенства Конституции Украины как основного закона, а также введение четкой регламентации деятельности Конституционного Суда Украины.
Принятие законопроекта должно обеспечить реальное введение Конституционного Суда Украины в системе судопроизводства как органа, который обеспечивает реальную защиту прав и свобод человека и гражданина, верховенства права и верховенства закона, сохраняя при этом особенности, вызванные статусом Конституционного Суда Украины как единственного органа конституционной юстиции в государстве.
Реальный доступ граждан
Принятие предложенного законопроекта позволит внедрить механизм реального доступа граждан к конституционной юстиции; обеспечит верховенство Конституции Украины как Основного Закона Украины; будет способствовать дальнейшему развитию законности в Украине.