Ольга Варченко: НАБУ не уполномочено проверять победителей конкурса в ГБР

11:45, 8 августа 2018
telegram sharing button
facebook sharing button
viber sharing button
twitter sharing button
whatsapp sharing button
Первый замдиректора Государственного бюро расследований Ольга Варченко рассказала, почему победителей конкурса внешней комиссии нельзя отправить на проверку в НАБУ.
Ольга Варченко: НАБУ не уполномочено проверять победителей конкурса в ГБР
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

После оглашения внешней комиссией результатов конкурса на руководящие должности в Государственном бюро расследований разгорелся скандал. Директор ГБР Роман Труба обратился в Национальное антикоррупционное бюро, чтобы дополнительно проверить 27 победителей конкурса на руководящие должности ведомства. Такое решение стало реакцией на информацию в СМИ о возможной недобросовестности  отдельных кандидатов. Также, по его мнению, неправильно, что внешняя комиссия, которая формируется из представителей от политических институтов, проводит конкурс на 170 должностей руководящего состава ГБР.

В эксклюзивном интервью «Судебно-юридической газете» первый замдиректора Государственного бюро расследований Ольга Варченко рассказала, почему победителей конкурса внешней комиссии нельзя отправить на проверку в НАБУ, а также почему работу внешней комиссии нелогично ставить под сомнение.

«Считаю, что с нашей стороны будет неправильно и даже нелогично критиковать действия внешней комиссии. Во-первых, мы не политики, а юристы, и должны быть аполитичны.

Кроме того, необходимо руководствоваться законом, а не какими-либо политическими интригами, сплетнями или манипуляциями. Внешняя комиссия, как прописано в Законе «О Государственном бюро расследований», выбирает победителя и может провести повторный конкурс на эту должность в двух случаях: если человек не отвечает квалификационным требованиям или не проходит специальную проверку, предусмотренную законами «О предотвращении коррупции» и «Об очищении власти».

Насколько известно, одно из первых требований, которое было определено еще при объявлении конкурса — предоставить сведения о прохождении проверки по люстрационному закону. Второе — квалификационные требования. Внешняя комиссия к первому этапу конкурса проверяла всех на соответствие этим критериям. Нельзя сейчас дописать в квалификационные требования «отсутствие дискредитирующих публикаций в СМИ».

Поэтому в данном случае алгоритм действий следующий. Когда комиссия объявила победителей, они должны пройти специальную проверку. Если кандидат ее пройдет, он должен быть назначен. И у нас нет правовых оснований не назначить его, независимо от того, нравится он нам или нет. По закону все кадровые решения принимаются руководством Бюро коллегиально.

В дальнейшем мы будем выяснять эти вопросы в рабочем режиме. Все работники раз в год проходят полиграфическое исследование. Управление внутреннего контроля также будет мониторить их работу, образ жизни и добропорядочность», — подчеркнула она.

Также Ольга Варченко коснулась недавних событий, когда собирался Совет общественного контроля при ГБР.

«Помощь Совета общественного контроля (РГК) при ГБР была бы очень важна и полезна. Но не на этапе, когда уже известны победители, а на этапе, когда конкурс только объявляется, когда еще каким-то образом можно повлиять на решения внешней комиссии, сказать, что определенный кандидат недобропорядочен, по нему есть уголовные производства, или он нарушал права граждан. Это будет реальная помощь, а не просто лозунги. А когда люди уже выбраны, что может сделать РГК? Ничего», — отметила она.

Относительно инициативы по проведению НАБУ проверки победителей, выбранных внешней комиссией, Ольга Варченко считает, что для проверки победителей в НАБУ отсутствуют какие-либо правовые основания.

«Спецпроверка проводится законодательно определенными органами и при необходимости привлекаются другие.

Но, по моему мнению (это, собственно, мое субъективное мнение), если кандидат не прошел специальную проверку в НАПК, и НАПК установило, что у него есть существенные нарушения в декларации, скрытые состояния, недостоверные сведения, тогда уже надо подключать НАБУ, которое будет реагировать в соответствии с требованиями действующего УПК. Тогда в этом будет реальная помощь.

Пока мы не можем просить НАБУ проверять этих кандидатов. Во-первых, последние не давали нам согласия проводить такие проверки по ним. Во-вторых, эта проверка ничем не предусмотрена. В-третьих, у нас существует все же конфликт интересов по этому поводу, поскольку работники НАБУ — это субъекты, по которым мы по закону должны проводить досудебное расследование и оперативные разработки.

Направляя на проверку в НАБУ кандидатов, например, весь наш оперативный блок: это и руководители так называемого отдела наружного наблюдения, оперативных разработок, управления внутреннего контроля и т.п., мы сами даем этих людей в руки другому оперативному подразделению. Соответственно, мы способствуем возникновению и реализации «оперативного интереса» наших потенциальных работников. Любой правоохранитель, который в этом разбирается, скажет вам, что это абсурд», — подчеркнула она.

«Наша задача — не медлить с принятием решений. В данной ситуации, не назначая людей, мы нарушаем их права и замедляем запуск ГБР», — подытожила Ольга Варченко.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый