Решение ОАСК о тарифах на газ и тепло вступило в силу: что делать потребителям

17:45, 10 июля 2019
Потребители коммунальных услуг, которым несправедливо начислялись платежи, уже сейчас имеют право обращаться за их перерасчетом.
Решение ОАСК о тарифах на газ и тепло вступило в силу: что делать потребителям
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Святослав Пограничный,
шеф-редактор
«Судебно-юридической газеты»,
доктор философии в области права

Как известно, 8 июля Шестой апелляционный административный суд оставил в силе решение коллегии судей Окружного административного суда Киева по иску Юлии Тимошенко к Кабмину и «Нафтогазу». Напомню, что Окружной админсуд еще 4 марта признал противоправным и недействительным постановление КМУ № 315 от 27 апреля 2016 г. Основным аргументом для суда стала необоснованность и незаконность тарифов на газ. Кроме того, суд в своем решении установил нарушение процедуры принятия этого постановления. Выходит, цена на газ, которая действовала 2,5 года согласно постановлению КМУ № 315, признана незаконной.

Относительно способа защиты нарушенного права, а именно признания нормативного акта противоправным и недействительным, следует отметить следующее.

Истцы обратились в Окружной админсуд Киева с исками до вступления в силу изменений в КАСУ в рамках судебной реформы. Согласно с ч. 8 ст. 171 КАСУ, которая действовала в редакции до внесения изменений, суд может признать нормативный акт незаконным или таким, который не отвечает правовому акту высшей юридической силы, полностью или в отдельной его части. В то же время, согласно п. 1 ч. 2 ст. 245 КАСУ в редакции после внесения изменений в 2017 году, в случае удовлетворения иска суд может принять решение о признании противоправным и недействующим нормативно-правового акта или отдельных его положений. 

Коллегия судей отметила, что с признанием в судебном порядке недействительным акта одновременно утрачивают свою силу и его юридические последствия. В то же время судебное решение должно возобновлять право лица до такого состояния, в каком оно было до момента совершения правонарушения, и устранять негативные последствия незаконных актов.  

Следует подчеркнуть, что, согласно решению ОАСК, постановление Кабмина является недействительным с момента его принятия. Это дает возможность субъекту данных правоотношений, в частности потребителям, обратиться в компетентные органы или суд с требованием о пересчете тарифа, установленного решением КМУ, которое в дальнейшем признано недействительным, за все время его действия, то есть начиная с 27.04.2016.

Поскольку решение апелляционного суда вступило в силу с момента его провозглашения, потребители коммунальных услуг, которым несправедливо начислялись платежи, уже сейчас (!) имеют право обращаться за их перерасчетом.

Итак, лица, права и охраняемые законом интересы которых затрагиваются противоправным актом, который признан недействительным, вправе обращаться в уполномоченные органы для восстановления своих нарушенных прав.

Механизм восстановления прав можно использовать с учетом выводов постановления Большой Палаты Верховного Суда от 16.01.2019 по делу № 757/31606/15-ц. В нем сказано, что потребители услуг, которым такие услуги предоставлялись в соответствии с тарифами, определенными решением, которое в дальнейшем отменено судом (то есть в данном случае — постановлением Кабмина № 315), имеют право на осуществление перерасчета платежей.

Права потребителя услуг, о котором идет речь в постановлении БП ВС, оказались ущемлены. Суд первой инстанции в данном деле установил отсутствие нарушений со стороны поставщика жилищно-коммунальных услуг, который определил цену услуг ненадлежащим образом (поскольку цена продукции на момент потребления услуг, а также их оплаты была определена согласно действующим на тот момент тарифам, которые в дальнейшем были отменены судом за пределами заявленного истцом периода).

В данном деле истец ссылался на пункт 7 части 1 статьи 21 Закона Украины «О защите прав потребителей», согласно которому «права потребителя считаются в любом случае нарушенными, если цена продукции определена ненадлежащим образом».

Большая Палата ВС отметила, что позиция судов, которые отказывают в таком пересчете, поскольку считают, что в момент начисления платы за жилищно-коммунальные услуги тарифы действовали, несмотря на то, что в дальнейшем они были отменены, является ошибочной: «Суд первой инстанции, с выводами которого согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, ошибочно считал, что поскольку в момент начисления платы за жилищно-коммунальные услуги тарифы действовали, несмотря на то, что в дальнейшем они были отменены, истец не имеет права на осуществление перерасчета начисленных ему платежей».

Таким образом, БП ВС согласилась с тем, что потребитель имеет право на перерасчет.

В данном случае Большая Палата не стала отступать от правовых позиций Кассационного гражданского суда, изложенных в постановлении от 4 июня 2018 года по делу № 760/12445/15-ц. В данном деле было оставлено без изменений постановление суда первой инстанции в части, касающейся обязательства осуществить помесячный перерасчет коммунальных услуг за услуги содержания дома и придомовой территории, централизованного отопления, централизованного снабжения холодной воды и водоотведения.

Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что судебными решениями, вступившими в законную силу, признаны незаконными и недействительными с момента принятия ряд распоряжений КГГА по коммунальным услугам. В частности, постановлением Шевченковского райсуда Киева от 30 сентября 2014 года по делу № 761/8760/14-а / (2а/761/220/2014), оставленным без изменений постановлением Киевского апелляционного административного суда от 15 января 2015 года, признаны незаконными и недействительными с момента принятия ряд распоряжений КГГА по коммунальным услугам. И постановлением Шевченковского районного суда г. Киева от 21.03.2014 г. по делу № 2а-118/11 (2а / 761/4/14), оставленным без изменений постановлением Высшего специализированного суда Украины 01.12.2015 г., признаны незаконными и недействительными с момента принятия ряд распоряжений КГГА по коммунальным услугам.

То есть начисление платежей истцу в этот период за предоставленные услуги происходило на основании тарифов, установленных распоряжениями КГГА за 2007–2011 годы, которые были отменены.

С учетом вышеизложенного, ВС указал, что истцу начислялась плата за коммунальные услуги по тарифам, которые были признаны недействительными, а потому последний имеет право на осуществление перерасчета начисленных платежей.

Все же потребители добивались перерасчета за коммунальные услуги, стоимость которых была явно завышена.

Так, по делу 2314/9309/12 Приднепровский районный суд г. Черкассы напомнил, что, согласно ст. 21, 22 Закона Украины «О защите прав потребителей», в целях применения настоящего Закона и связанного с ним законодательства о защите прав потребителей, права потребителя считаются в любом случае нарушенными, если цена продукции (стоимость услуги) определена неправильно. Суд выяснил, что суммы, подлежащие перерасчету, являются излишне начисленными.

По делу № 639/4346/18 потребитель добился перерасчета оплаты стоимости услуг по централизованному отоплению благодаря правильно составленному акту-претензии.

Киевский апелляционный суд 31 мая 2019 года оставил в силе постановление Шевченковского районного суда  г. Киева по делу № 761/10196/17, которым жилищно-строительный кооператив был обязан провести перерасчет тарифов за услуги по содержанию дома и придомовой территории.

Кроме того, в постановлениях Высшего хозяйственного суда Украины от 13 января 2016 года (дело № 910/7171/15-г), 2 февраля 2016 года (дело № 910/29714/14), 30 ноября 2017 года (дело № 910/20271/15) и постановлениях Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 19 мая, 19 июня 2014-го и 19 августа 2015 года, удовлетворяя исковые требования о пересчете предоставленных коммунальных услуг, суды исходили из того, что истцам в спорные периоды выставлены счета за потребленные коммунальные услуги с применением тарифов, которые в судебном порядке признаны незаконными и недействительным с момента их принятия.

С учетом того, что речь идет о колоссальных суммах, которые теоретически потребители могут вернуть после вступления в силу решения ОАСК, очевидно, что государство может приложить все усилия, чтобы не выполнить его и не возмещать соответствующие суммы. И еще больше обрадует чиновников то, что люди не будут спешить защищать свои права.

Рассмотрение законопроекта о мобилизации: электронный учет, пересмотр лиц с инвалидностью и другие правки — прямой эфир на Право ТВ
Рассмотрение законопроекта о мобилизации: электронный учет, пересмотр лиц с инвалидностью и другие правки — прямой эфир на Право ТВ
Сегодня день рождения празднуют
  • Віталій Файдюк
    Віталій Файдюк
    суддя Шостого апеляційного адміністративного суду
  • Михайло Дармін
    Михайло Дармін
    суддя Центрального апеляційного господарського суду
  • Олександр Шляхтицький
    Олександр Шляхтицький
    суддя П'ятого апеляційного адміністративного суду