Решение ОАСК о тарифах на газ и тепло вступило в силу: что делать потребителям

17:45, 10 июля 2019
telegram sharing button
facebook sharing button
viber sharing button
twitter sharing button
whatsapp sharing button
Потребители коммунальных услуг, которым несправедливо начислялись платежи, уже сейчас имеют право обращаться за их перерасчетом.
Решение ОАСК о тарифах на газ и тепло вступило в силу: что делать потребителям
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Святослав Пограничный,
шеф-редактор
«Судебно-юридической газеты»,
доктор философии в области права

Как известно, 8 июля Шестой апелляционный административный суд оставил в силе решение коллегии судей Окружного административного суда Киева по иску Юлии Тимошенко к Кабмину и «Нафтогазу». Напомню, что Окружной админсуд еще 4 марта признал противоправным и недействительным постановление КМУ № 315 от 27 апреля 2016 г. Основным аргументом для суда стала необоснованность и незаконность тарифов на газ. Кроме того, суд в своем решении установил нарушение процедуры принятия этого постановления. Выходит, цена на газ, которая действовала 2,5 года согласно постановлению КМУ № 315, признана незаконной.

Относительно способа защиты нарушенного права, а именно признания нормативного акта противоправным и недействительным, следует отметить следующее.

Истцы обратились в Окружной админсуд Киева с исками до вступления в силу изменений в КАСУ в рамках судебной реформы. Согласно с ч. 8 ст. 171 КАСУ, которая действовала в редакции до внесения изменений, суд может признать нормативный акт незаконным или таким, который не отвечает правовому акту высшей юридической силы, полностью или в отдельной его части. В то же время, согласно п. 1 ч. 2 ст. 245 КАСУ в редакции после внесения изменений в 2017 году, в случае удовлетворения иска суд может принять решение о признании противоправным и недействующим нормативно-правового акта или отдельных его положений. 

Коллегия судей отметила, что с признанием в судебном порядке недействительным акта одновременно утрачивают свою силу и его юридические последствия. В то же время судебное решение должно возобновлять право лица до такого состояния, в каком оно было до момента совершения правонарушения, и устранять негативные последствия незаконных актов.  

Следует подчеркнуть, что, согласно решению ОАСК, постановление Кабмина является недействительным с момента его принятия. Это дает возможность субъекту данных правоотношений, в частности потребителям, обратиться в компетентные органы или суд с требованием о пересчете тарифа, установленного решением КМУ, которое в дальнейшем признано недействительным, за все время его действия, то есть начиная с 27.04.2016.

Поскольку решение апелляционного суда вступило в силу с момента его провозглашения, потребители коммунальных услуг, которым несправедливо начислялись платежи, уже сейчас (!) имеют право обращаться за их перерасчетом.

Итак, лица, права и охраняемые законом интересы которых затрагиваются противоправным актом, который признан недействительным, вправе обращаться в уполномоченные органы для восстановления своих нарушенных прав.

Механизм восстановления прав можно использовать с учетом выводов постановления Большой Палаты Верховного Суда от 16.01.2019 по делу № 757/31606/15-ц. В нем сказано, что потребители услуг, которым такие услуги предоставлялись в соответствии с тарифами, определенными решением, которое в дальнейшем отменено судом (то есть в данном случае — постановлением Кабмина № 315), имеют право на осуществление перерасчета платежей.

Права потребителя услуг, о котором идет речь в постановлении БП ВС, оказались ущемлены. Суд первой инстанции в данном деле установил отсутствие нарушений со стороны поставщика жилищно-коммунальных услуг, который определил цену услуг ненадлежащим образом (поскольку цена продукции на момент потребления услуг, а также их оплаты была определена согласно действующим на тот момент тарифам, которые в дальнейшем были отменены судом за пределами заявленного истцом периода).

В данном деле истец ссылался на пункт 7 части 1 статьи 21 Закона Украины «О защите прав потребителей», согласно которому «права потребителя считаются в любом случае нарушенными, если цена продукции определена ненадлежащим образом».

Большая Палата ВС отметила, что позиция судов, которые отказывают в таком пересчете, поскольку считают, что в момент начисления платы за жилищно-коммунальные услуги тарифы действовали, несмотря на то, что в дальнейшем они были отменены, является ошибочной: «Суд первой инстанции, с выводами которого согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, ошибочно считал, что поскольку в момент начисления платы за жилищно-коммунальные услуги тарифы действовали, несмотря на то, что в дальнейшем они были отменены, истец не имеет права на осуществление перерасчета начисленных ему платежей».

Таким образом, БП ВС согласилась с тем, что потребитель имеет право на перерасчет.

В данном случае Большая Палата не стала отступать от правовых позиций Кассационного гражданского суда, изложенных в постановлении от 4 июня 2018 года по делу № 760/12445/15-ц. В данном деле было оставлено без изменений постановление суда первой инстанции в части, касающейся обязательства осуществить помесячный перерасчет коммунальных услуг за услуги содержания дома и придомовой территории, централизованного отопления, централизованного снабжения холодной воды и водоотведения.

Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что судебными решениями, вступившими в законную силу, признаны незаконными и недействительными с момента принятия ряд распоряжений КГГА по коммунальным услугам. В частности, постановлением Шевченковского райсуда Киева от 30 сентября 2014 года по делу № 761/8760/14-а / (2а/761/220/2014), оставленным без изменений постановлением Киевского апелляционного административного суда от 15 января 2015 года, признаны незаконными и недействительными с момента принятия ряд распоряжений КГГА по коммунальным услугам. И постановлением Шевченковского районного суда г. Киева от 21.03.2014 г. по делу № 2а-118/11 (2а / 761/4/14), оставленным без изменений постановлением Высшего специализированного суда Украины 01.12.2015 г., признаны незаконными и недействительными с момента принятия ряд распоряжений КГГА по коммунальным услугам.

То есть начисление платежей истцу в этот период за предоставленные услуги происходило на основании тарифов, установленных распоряжениями КГГА за 2007–2011 годы, которые были отменены.

С учетом вышеизложенного, ВС указал, что истцу начислялась плата за коммунальные услуги по тарифам, которые были признаны недействительными, а потому последний имеет право на осуществление перерасчета начисленных платежей.

Все же потребители добивались перерасчета за коммунальные услуги, стоимость которых была явно завышена.

Так, по делу 2314/9309/12 Приднепровский районный суд г. Черкассы напомнил, что, согласно ст. 21, 22 Закона Украины «О защите прав потребителей», в целях применения настоящего Закона и связанного с ним законодательства о защите прав потребителей, права потребителя считаются в любом случае нарушенными, если цена продукции (стоимость услуги) определена неправильно. Суд выяснил, что суммы, подлежащие перерасчету, являются излишне начисленными.

По делу № 639/4346/18 потребитель добился перерасчета оплаты стоимости услуг по централизованному отоплению благодаря правильно составленному акту-претензии.

Киевский апелляционный суд 31 мая 2019 года оставил в силе постановление Шевченковского районного суда  г. Киева по делу № 761/10196/17, которым жилищно-строительный кооператив был обязан провести перерасчет тарифов за услуги по содержанию дома и придомовой территории.

Кроме того, в постановлениях Высшего хозяйственного суда Украины от 13 января 2016 года (дело № 910/7171/15-г), 2 февраля 2016 года (дело № 910/29714/14), 30 ноября 2017 года (дело № 910/20271/15) и постановлениях Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 19 мая, 19 июня 2014-го и 19 августа 2015 года, удовлетворяя исковые требования о пересчете предоставленных коммунальных услуг, суды исходили из того, что истцам в спорные периоды выставлены счета за потребленные коммунальные услуги с применением тарифов, которые в судебном порядке признаны незаконными и недействительным с момента их принятия.

С учетом того, что речь идет о колоссальных суммах, которые теоретически потребители могут вернуть после вступления в силу решения ОАСК, очевидно, что государство может приложить все усилия, чтобы не выполнить его и не возмещать соответствующие суммы. И еще больше обрадует чиновников то, что люди не будут спешить защищать свои права.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый