Так, 25 мая 2017 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №6512 «О внесении изменений в Закон Украины «О правовом режиме военного положения» (о недопустимости использования военного положения для ограничения избирательных прав граждан)».
Инициатором законопроекта выступил народный депутат Юрий Одарченко.
Законопроект разработан с целью устранения противоречий в Законе Украины «О правовом режиме военного положения».
Законопроект предусматривает несколько ключевых изменений в Закон Украины «О правовом режиме военного положения»:
- закрепляется, что военное положение может быть введено исключительно на территории Украины, которая подверглась непосредственному вооруженному нападению иностранного государства или которая находится под непосредственной угрозой нападения. Таким образом, военное положение на всей территории Украины не может быть введено только из-за обострения конфликта на одном участке линии разграничения в зоне АТО. Вместе с тем военное положение на всей территории Украины может вводиться только после объявления состояния войны с иностранным государством, в случае, если конфликт превратился в межгосударственный и стоит угроза самому существованию государства.
«Отдельно устанавливается, что массовые акции протеста, которые организуются гражданами Украины, никогда не могут быть основанием для введения военного положения. Это необходимо в связи с тем, что военное положение как раз ограничивает права на мирные собрания, но его применение возможно только в случае внешней агрессии, а не внутренних гражданских акций», — отмечает Юрий Одарченко.
- закрепляются четкие сроки введения военного положения. Так, предлагается установить, что военное положение вводится на срок, не превышающий шесть месяцев. Он может быть продлен, но исключительно по согласованию с Верховной Радой Украины. Такое согласование должно происходить каждые три месяца после завершения начального шестимесячного периода.
- предлагается закрепить право Верховной Рады Украины поставить перед Президентом Украины вопрос об отмене военного положения в случае, если основания для военного положения отпали. При этом устанавливается право Верховной Рады Украины самостоятельно отменить военное положение, если объективных причин для него больше нет, а Президент Украины безосновательно отказывается от прекращения его действия. Следует отметить, что такая отмена может происходить только путем принятия закона, а потому президент имеет право вето к нему. Это создает надлежащие противовеса и сдерживания между национальной безопасностью и гарантиями демократических прав граждан.
- предлагается различать общие ограничения от введения военного положения в любой части Украины и ограничения, которые применяются именно на территории, где военное положение имеет силу. Так, изменения в Конституцию Украины и проведения референдумов невозможны — даже если военное положение введено на уровне одного населенного пункта. Но ограничения на проведение любых выборов, а также ограничения забастовок и митингов возможно только на той территории, где военное положение было введено.
Как говорится в пояснительной записке, таким образом становятся невозможными ситуации, когда, например, перед вторым туром выборов Президента Украины вводится военное положение в одном селе, в результате чего отменяется проведение выборов вообще. Также логичен запрет митинга в Киеве в результате введения военного положения в Донецке.
- отменяется полный запрет на прекращение полномочий органов государственной власти в период действия военного положения. Вместо этого предлагается норма, согласно которой прекращение полномочий Верховной Рады и Кабмина возможно лишь после формирования нового состава соответствующего органа. Итак, правительство может быть отправлено в отставку, но прекратит свою деятельность только после полного формирования нового правительства, что будет исключать управленческий вакуум. Что касается Президента Украины, то его полномочия могут быть прекращены только на основаниях, предусмотренных Конституцией Украины. Порядок такого прекращения полномочий также закреплен именно Конституцией Украины, поэтому любое дополнительное законодательное регулирование данного вопроса не является конституционным.
Также в законопроекте указывается, что в период действия военного положения не могут быть прекращены или ограничены полномочия Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, а также судов.