Еще в 2009 году постановлением № 737 Кабинет министров обязал все министерства утвердить стандарты оказания ими административных услуг, во исполнение чего Минюст приказом № 3285/5 от 08.11.2011 утвердил Стандарт оказания админуслуг по выдаче лицензий арбитражным управляющим, ликвидаторам, управляющим санацией и распорядителям имущества.
Нормы Стандарта систематизируют и уточняют нормы действующего законодательства.
Для получения лицензии один из вышеперечисленных субъектов лично или через представителя подает в Минюст заявление о выдаче лицензии, удостоверенную копию диплома о высшем юридическом или экономическом образовании, копию свидетельства о присвоении соответствующей квалификации и выписку из ЕГР юрлиц и физлиц-предпринимателей. Все документы принимаются по описи, копия которой предоставляется заявителю.
Если же возникнут основания для переоформления лицензии, арбитражный управляющий обязан подать заявление о переоформлении и саму лицензию в течении 10 рабочих дней со дня их возникновения. Непереоформленная вовремя лицензия считается недействительной.
В случае же, если лицензия утеряна или не может больше использоваться по причине повреждения, вместе с заявлением о выдаче дубликата подается также документ, подтверждающий оплату админуслуги и поврежденная лицензия. На период до выдачи дубликата лицензиаты могут осуществлять деятельность на основании справки о подаче заявления о выдаче дубликата, выданной Минюстом.
На рассмотрение заявления о выдаче лицензии у Минюста есть 10 рабочих дней, и еще 3 рабочих дня со дня принятия решения – на то, чтобы довести результаты решения до ведома заявителя.
Переоформленную лицензию или дубликат Минюст обязуется выдать в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления.
Определенный Стандартом исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензии включает в себя недостоверность сведений в поданных заявителем документах и несоответствие Лицензионным условиям. Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в экспертно-апелляционном совете, либо в суде.
Напомним, что в прошлом месяце Приказом Минюста № 3176/5 (от 14.10.2011) были утверждены новые Лицензионные условия для арбитражных управляющих, предъявляющие к лицензиатам гораздо больше требований, чем ныне действующие.
В частности после получения лицензии арбитражному управляющему надлежит в течение10 дней стать на учет путем уведомления по месту жительства территориальных органов по вопросам банкротства. Аналогичную процедуру уведомления предстоит пройти и в случае назначении ликвидатором, управляющим санацией и распорядителем имущества: в этом случае вместо заверенной копии лицензии к уведомлению присоединяют копию определения хозсуда о назначении.
Новые Лицензионные условия установили также перечень лиц, которые не могут исполнять функций арбитражных управляющих. В частности, к таковым отнесены лица, имеющие судимость за совершение корыстного преступления. До своего назначения арбитражный управляющий обязан предоставить суду заявление о том, что он не относится ни к одной из "запрещенных" категорий лиц.
Кроме того, арбитражные управляющие обязуются приобщать документы касательно деятельности каждого должника (банкрота) к отдельному делу. Такие дела должны храниться в течение трех лет.