Администрация морских портов Украины сможет участвовать в концессионных проектах

11:44, 10 января 2014
Правительство и Министерство инфраструктуры Украины продолжают системную работу по реализации реформы морской отрасли на основании положений Закона «О морских портах Украины».
Администрация морских портов Украины сможет участвовать в концессионных проектах

Правительство и Министерство инфраструктуры Украины продолжают системную работу по реализации реформы морской отрасли на основании положений Закона «О морских портах Украины».

Очередным шагом в этом направлении стало принятие Кабинетом Министров Украины 9 января 2014 года Постановления «О внесении изменения в Перечень объектов права государственной собственности, которые могут предоставляться в концессию».

Документ, разработанный Мининфраструктуры, предусматривает дополнение Перечня объектов права государственной собственности, которые могут предоставляться в концессию, объектами, которые находятся на балансе Государственного предприятия «Администрация морских портов Украины».

Принятие этого постановления - очередной важный этап портовой реформы, открывающий возможности для практической реализации инвестиционных проектов в форме концессии. Проведение первых концессионных конкурсов, которое становится возможным благодаря принятию этого документа, расширит инвестиционные возможности портовой отрасли, позволит привлечь дополнительные средства в развитие портовой инфраструктуры, значительно улучшит инвестиционный климат и доверие инвесторов к Украине.

Необходимость внесения изменений в Перечень объектов права государственной собственности, которые могут предоставляться в концессию, обусловлена отсутствием нормативного урегулирования реализации положений Закона «О морских портах Украины» в части внедрения концессионных проектов. Ведь в некоторых случаях реализация перспективных инвестиционных проектов невозможна без включения в концессионный проект объектов, находящихся в собственности ГП «АМПУ».

Как отметил председатель ГП «АМПУ» Юрий Васьков, включение объектов, находящихся на балансе АМПУ, в перечень потенциальных объектов концессии - вполне логично и необходимо для того, чтобы создать максимально комфортные и понятные условия для инвестирования и работы в портах эффективных стивидорных компаний.

Он подчеркнул, что речь не идет о АМПУ в целом - как предприятия. В концессию могут предоставляться объекты портовой инфраструктуры, определенные статьей 23 Закона «О морских портах Украины» - причалы, железнодорожные и автомобильные подъездные пути (до первого разветвления за пределами порта), линии связи, средства тепло-газо-водо - и электроснабжения, инженерные коммуникации.

Согласно части первой статьи 26 Закона «О морских портах Украины» частное инвестирование в объекты портовой инфраструктуры государственной формы собственности на территории морского порта осуществляется в том числе на основании договоров концессии.

При этом все стратегическое имущество - объекты портовой инфраструктуры общего пользования, системы навигации, каналы, акватории и т.д. - останутся в государственной собственности.

«К примеру, если с целью развития планируется предоставить в концессию морской терминал, который функционирует через использование конкретного причала, то абсолютно логично, что целесообразно вместе с морским терминалом отдать в концессию этот причал. При этом, конечно, причал остается в государственной собственности, а его поддержание и реконструкция ложатся на плечи инвестора. Инвестор же сокращает свои риски, связанные с инвестированием и последующей работой. В любом случае подобные решения принимаются на основании детального ТЭО», - сказал Юрий Васьков.

Это касается как концессионеров, которые планируют развивать стивидорные мощности, так и заинтересованных в развитии круизного туризма. В результате реформы на баланс ГП «АМПУ» перешли также и пассажирские терминалы, большинство которых нуждается в скорейшей модернизации. В первую очередь это касается Ялты и Севастополя.

Разработка и внедрение прозрачных механизмов доступа частных инвесторов к пользованию инфраструктурой, которая не подлежит приватизации (например, акватории, судоходных каналов и навигационного оборудования), предусмотрена Программой экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденной Президентом Украины Виктором Януковичем.

Внесение изменений в Перечень объектов концессии позволит обеспечить реализацию положений Закона «О морских портах Украины», начать подготовку конкурсной документации для проведения концессионного конкурса. Более того, принятие этого документа предоставляет нам возможность для проведения модернизации стратегических объектов портовой инфраструктуры за счет частного инвестора, оставляя их при этом в государственной собственности.

Глава ГП «АМПУ» подчеркнул: «Решение Кабинета Министров Украины является продолжением политики по привлечению мощных транспортных компаний, которые готовы инвестировать, эффективно использовать и модернизировать портовую инфраструктуру».

Сегодня в Украине уже успешно продолжается реализация инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства не только в форме концессии. В частности, в Одесском порту продолжается строительство причала №35 (1-з) с перегрузочным комплексом зерна (совместный проект с компанией ООО «Бруклин-Киев») и строительство контейнерного терминала на Карантинном молу (совместный проект с ДП «ГПК-Украина»). Введен в эксплуатацию железнодорожный разъезд «12 км» участка Черноморская - Береговая Одесской магистрали (совместный проект Одесской железной дороги и ООО «Трансинвестсервис» по увеличению пропускной способности участка Черноморская-Береговая).

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Особенности урегулирования споров при участии судьи
Новости онлайн