Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
В свете происходящей судебной реформы акценты давно сместились с укрепления судебной ветви власти как независимой от других ветвей — исполнительной и законодательной — на кардинальную замену кадров.
Украина заявляет себя как европейская страна. Однако, во всем мире независимость судебной власти является основополагающим требованием; она позволяет ей охранять демократию и права человека. И пусть для многих отсылки на европейские нормы — не больше, чем пустые декларации, однако стоит все же напомнить, что в соответствии с пунктами 1 и 2 Основных принципов независимости судебных органов, одобренных резолюциями 40/32 и 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября и 13 декабря 1985 года независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в Конституции или законах страны.
Все государственные и другие учреждения обязаны уважать независимость судебных органов и придерживаться ее. Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждений, давления, угроз или прямого или косвенного вмешательства с любой стороны и по любым причинам. Свобода от неправомерного внешнего воздействия на судей является общепризнанным принципом, закрепленным в Рекомендации СМ/Rec (2010) 12 Комитета Министров Совета Европы от 17 ноября 2010 года.
Как указано в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, обеспечение независимости судебной власти является обеспечением каждому человеку ключевого права на рассмотрение дела справедливым судом только на законном основании и без какого-либо постороннего влияния.
Независимость отдельных судей гарантируется независимостью судебной власти в целом. Это является основным принципом верховенства права.
Судьи должны иметь неограниченную свободу по беспристрастному рассмотрению дел в соответствии с законодательством и собственным пониманием фактов.
Судьи должны иметь достаточные полномочия и возможность их осуществлять для выполнения своих обязанностей, поддержания юрисдикции и достоинства суда.
Юрисдикция судьи должна распространяться на любое лицо, причастное к делу, в т.ч. на государственные органы или их представителей.
Подробнее об этой проблеме читайте в статье «Давления на судей: прокуратура, депутаты и «мусорная люстрация».