Перспективы приватизации «Укрспирта»

11:30, 19 февраля 2016
Специальной контрольной комиссией Верховной Рады Украины по вопросам приватизации проведен «круглый стол» на тему: «Перспективы и особенности приватизации ГП «Укрспирт».
Перспективы приватизации «Укрспирта»
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Специальной контрольной комиссией Верховной Рады Украины по вопросам приватизации проведен «круглый стол» на тему: «Перспективы и особенности приватизации ГП« Укрспирт». Об этом сообщает пресс-служба ВРУ.

В мероприятии приняли участие специалисты Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений, министерств аграрной политики и продовольствия Украины, экономической политики и торговли, Фонда государственного имущества Украины, Национальной академии аграрных наук, народные депутаты Украины, руководство ГП «Укрспирт», представители профсоюзного комитета и общественных организаций.

Участники «круглого стола» отметили, что государственное предприятие спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Укрспирт» (далее — ГП «Укрспирт») — единственный государственный оператор украинского спирта на внутреннем и внешних рынках, который обеспечивает более 95% производства спирта в Украине.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.07.2010 г. №672 «О создании Государственного предприятия спиртовой и ликеро-водочной промышленности» на базе имущества государственного концерна спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Укрспирт» с целью повышения эффективности функционирования государственных предприятий спиртовой и ликеро-водочной промышленности и совершенствование системы управления в указанной области было создано государственное предприятие. Так, согласно упомянутому Постановлению, предполагалось реорганизовать 78 предприятий, которые входили в состав концерна согласно приложениям 1 и 2. В приложение 1 вошло 42 предприятия, подлежащих присоединению, в приложении 2 — 36 предприятий, имущество которых подлежит выделения и передачи в ГП «Укрспирт».

Министерство аграрной политики и продовольствия Украины отмечает, что на 01.02.2016 г. продолжается реорганизация 36 государственных спиртовых предприятий; по 15 из них утверждены передаточные акты и прекращено юридическое лицо по семи предприятиях.

Не начато реорганизацию по 28 государственных предприятиях. Среди причин невозможности начать реорганизанацию Минагрополитики называет возбуждение дел о банкротстве и имеющуюся значительную кредиторскую задолженность, которую ГП «Укрспирт» финансово не способно присоединить на баланс и погасить.

Общая сумма кредиторских обязательств по предприятиям, по которым начата процедура реорганизации составляет 246,2 млн грн., из которых задолженность перед бюджетом составляет 50,1 млн грн. и кредиты банка — 11,2 млн грн.

Финансово-хозяйственные показатели Государственного предприятия спиртовой и ликеро-водочной промышленности ГП «Укрспирт» за последние три года свидетельствуют о росте чистой прибыли за девять месяцев 2015 года до 164 млн грн. по сравнению с отрицательным значением (-532,2 млн грн.) в 2014 году и 26,3 млн грн. в 2013 году.

По сравнению с 2014 годом за девять месяцев 2015 года сократилась задолженность в бюджет и составила 301575 тыс. грн. Также в связи с аккумулированием собственных оборотных средств в 2015 году ГП «Укрспирт» не использовало банковских кредитов. По итогам девяти месяцев в 2015 году валовая прибыль «Укрспирт» составил 439,3  млн грн., что на 20,2 млн грн. (или на 5%) превышает результаты за девять месяцев 2014 года.

Вместе с тем, по информации Государственной финансовой инспекции Украины установлены многочисленные злоупотребления в спиртовой отрасли, по которым безосновательно потрачено средства предприятия на сумму более 2,3 млрд грн. и, как следствие, нанесено ему ущерб на сумму более 830 млн грн. Материалы этой ревизии в июле 2015 года переданы в Генеральную прокуратуру Украины, которые им приобщены к уголовному внедрения от 15.01.2013 г. №12013000000000094.

ГП «Укрспирт» находится в Перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации. На рассмотрении в Верховной Раде Украины находится проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно объектов агропромышленного комплекса» №2519а, которым предлагается исключить ГП «Укрспирт» из вышеупомянутого перечня, а также законопроект №1567, которым предлагается принять новый Закон Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации», согласно которому ГП «Укрспирт» также исключается из указанного Перечня.

ГП «Укрспирт» занимает монопольное положение на рынке этилового спирта и имеет все основания быть прибыльным предприятием. Но кризисное состояние, в котором находится в настоящее время отечественная спиртовая отрасль, требует осуществления существенных реформ в спиртовом производстве. Так, требует серьезного пересмотра вопроса государственной монополии на производство и реализацию спирта этилового, низкий уровень качества менеджмента и маркетинга руководителей спиртовых заводов, развитие сырьевой базы для производства спирта и многие другие.

Но на сегодня в кругах специалистов нет единого мнения относительно дальнейшего функционирования предприятия «Укрспирт», поэтому стратегия развития предприятия должна базироваться на четком финансово-экономическом анализе.

Если с одной стороны предлагается оставить стратегическое предприятие в государственной собственности, но при этом усилить государственный менеджмент и создать соответствующие условия для модернизации производства, что в свою очередь будет способствовать созданию новых рабочих мест, увеличению поступлений в Государственный бюджет, то сторонники второго варианта развития предприятия отмечают, что его эффективное развитие возможно только в случае приватизации.

Министерство аграрной политики и продовольствия Украины поддерживает предложение об исключении ГП «Укрспирт» из Перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации и отмечает, что в его разгосударствлении должен быть применен особый подход, определенный отдельным специальным законодательным актом. По мнению ведомства, исключение предприятия из упомянутого Перечня позволит создать условия для погашения кредиторской задолженности, в т.ч. перед бюджетом, и приватизации предприятий всей спиртовой отрасли будет способствовать повышению их инвестиционной привлекательности. При этом требует законодательного урегулирования вопроса деятельности предприятия, в т.ч. и в послеприватизационном периоде. В частности, Минагрополитики предлагает:

- утвердить на уровне Кабинета Министров Украины перечень целостных имущественных комплексов структурных подразделений ГП «Укрспирт», на которых после завершения их приватизации покупатели будут иметь исключительное право производить спирт этиловый неденатурированный;

- установить в течение пяти лет со дня завершения процедуры приватизации запрет на увеличение годовых объемов производства спирта этилового неденатурированного сверх установленной годовую производственную мощность позволит осуществить разгосударствление всех спиртовых заводов, в т.ч. неэффективно работающих;

- утвердить Кабинету Министров Украины годовую производственную мощность целостных имущественных комплексов структурных подразделений ГП «Укрспирт», которая будет определяться по состоянию на конец года, предшествовавшего года приватизации, путем умножения суточной производственной мощности на 305 дней;

- с целью детенизации производства и оборота спирта контроль в соответствующей сфере хозяйствования осуществлять через Автоматизированную систему электронного учета спирта, которая должна быть установлена ​​в обязательном порядке покупателем объекта приватизации в течение трех месяцев со дня завершения приватизации. Невыполнение покупателем этого условия является основанием для аннулирования лицензии на производство и оптовую торговлю спирт этиловый неденатурированный, лицензии на производство и оптовую торговлю спирта этилового денатурированного, топливного этанола;

- установить, что с 1 января 2020 года производство спирта этилового (в т.ч. в качестве лекарственного средства), спирта этилового ректификованного виноградного, спирта этилового ректификованного плодового будет осуществляться субъектами хозяйствования независимо от формы собственности при условии получения лицензии;

- действие моратория, установленного ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества», не распространять на применение принудительной реализации имущества государственных предприятий спиртовой и ликеро-водочной промышленности.

Среди ключевых проблемных вопросов спиртовой отрасли, требующие урегулирования, Минагрополитики называет значительное сокращение реализации спирта этилового на производство уксуса спиртового, парфюмерно-косметической, химической и другой спиртосодержащей продукции технического назначения в связи с отменой еще в 2005 году нормы по установлению льготной ставки акцизного налога; уменьшение реализации спирта этилового на внутреннем рынке за счет сокращения объемов легально произведенной алкогольной продукции; наличие «теневого» рынка спирта этилового, за счет его контрабандного ввоза на таможенную территорию Украины и отсутствии учетной производством спирта спиртовыми заводами; несогласованность законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность в сфере производства биоэтанола.

Большой проблемой для спиртовой отрасли является несовершенство налогового законодательства и законодательства об обороте спирта. До сих пор законодательно не урегулированным остается порядок обращения спирта в случае его реализации с целью дальнейшей переработки на другую подакцизную продукцию.

Кроме этого, по информации Минагрополитики, контролирующими органами в ГП «Укрспирт» выдвигаются требования на общую сумму 1476666238 грн., из которых 1442988887 грн. — требования ДФС (налоговые обязательства и штрафные санкции). В ГП «Укрспирт» отсутствуют финансовые возможности для погашения указанных денежных обязательств, а взыскание их в принудительном порядке откроет прямой путь к банкротству ГП «Укрспирт», поскольку размер начисленных фискальной службой санкций и налоговых обязательств многократно превышает совокупную стоимость активов предприятия.

Сейчас Фондом государственного имущества Украины, министерствами аграрной политики и продовольствия, экономической политики и торговли на выполнение п. 9 поручения Премьер-министра Украины от 12.10.2015 г. №41486/1-1-15 с протокольным поручением Президента Украины от 08.10.2015 г. №1-1/873 прорабатывается законопроект о разгосударствлении Государственного предприятия спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Укрспирт».

Фонд государственного имущества отмечает, что приватизация ГП «Укрспирт» должно происходить путем продажи единых имущественных комплексов филиалов, вошедших в его состав на момент вступления в силу настоящего Закона, а в случае оставления в составе ГП «Укрспирт» одного филиала, урегулировать на законодательном уровне вопрос дальнейшей деятельности ГП «Укрспирт».

Антимонопольный комитет, в свою очередь, также отмечает, что в целях развития конкуренции на рынке спирта этилового необходимо рассмотреть вопрос о проведении приватизации отдельно каждого из предприятий, которые относятся в состав ГП «Укрспирт». В противном случае на рынке спирта этилового может возникнуть ситуация, при которой произойдет не улучшение конкурентной среды, а смена собственника монопольного образования (из государственного на частного).

Исследование генезиса формирования отдельных положений по государственному регулированию ликероводочной и спиртовой промышленности приводит к выводу о необходимости совершенствования механизма государственного регулирования этих отраслей пищевой промышленности. Государственное регулирование и государственная поддержка рынка спиртовой промышленности должно осуществляться путем: создания соответствующей нормативно-правовой базы, которая повышала бы уровень требований к предприятиям при выдаче лицензии на производство спирта; совершенствования государственной поддержки производства стратегически важных видов продукции (топливного этанола) для обеспечения энергетической безопасности; стимулирования экспорта продукции спиртовой отрасли; просмотра и установления экономически обоснованных акцизных ставок на спирт этиловый.

Таким образом, взвешенная политика государства в сфере государственного регулирования рынка ликеро-водочной промышленности и спиртовой промышленности будет способствовать повышению эффективности функционирования предприятий отрасли, а тем самым — повышению поступлений в Государственный бюджет.

По результатам обсуждения повестки дня участники «круглого стола» предложили рекомендовать: 

1. Кабинету Министров Украины:

1.1. Определиться относительно дальнейшего функционирования ГП «Укрспирт», проведя подробный финансово-экономический анализ деятельности предприятия в контексте развития спиртовой отрасли и смежных отраслей хозяйства.

1.2. Урегулировать на законодательном уровне проблемные вопросы налогового законодательства и законодательства об обороте спирта, утвердив план мероприятий в соответствии с предложениями Министерства аграрной политики и продовольствия и ГП «Укрспирт».

1.3. Разработать комплекс мероприятий с целью привлечения инвестиций в развитие и модернизацию предприятий, производящих спирт.

1.4. Установить равные условия для конкуренции всех участников рынка.

1.5. Внедрить механизм действенного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ГП «Укрспирт»; обеспечить электронный учет продукции на подконтрольных предприятиях.

2. Министерству аграрной политики и продовольствия Украины:

2.1. Провести работу по назначению профессиональных менеджеров на ГП «Укрспирт» и подконтрольные ему предприятия.

2.2. Совместно с Фондом государственного имущества Украины, Министерством экономического развития и торговли согласовать положения законопроекта о разгосударствлении Государственного предприятия спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Укрспирт» и подать его на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

3. Фонда государственного имущества Украины:

3.1. При исключении ГП «Укрспирт» с Перечня объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации, и принятия решения о его приватизации реализовывать решения правительства по предложениям Министерства аграрной политики и продовольствия Украины относительно его приватизации в соответствии с требованиями законодательства, при этом обеспечить защиту трудовых прав работников предприятия.

3.2. В состав Комиссии по приватизации ГП «Укрспирт» включить представителя Специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации.

3.3. Создать условия для привлечения большего круга инвесторов для участия в конкурсе по приватизации спиртовых и ликероводочных предприятий.

3.4. Допускать к участию в приватизации покупателей только при условии установления личности конечного бенефициара (реальный покупатель).

4. Рекомендации «круглого стола» направить в Кабинет Министров, Министерство экономического развития и торговли, Министерство аграрной политики и продовольствия, Министерство финансов, Фонд государственного имущества, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Вадим Коротун
    Вадим Коротун
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді