Новые функции Нацбанка: зачем проверять репутацию банкира?

11:15, 2 сентября 2016
Недавно в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №4993 от 14 июля 2016 года, который предусматривает создание специального реестра лиц, которые утратили безупречную деловую репутацию.
Новые функции Нацбанка: зачем проверять репутацию банкира?

Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»

 

Недавно в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №4993 от 14 июля 2016 года, который предусматривает создание специального реестра лиц, которые утратили безупречную деловую репутацию.

Автор проекта, народный депутат Украины Павел Ризаненко (фракция «Блок Петра Порошенко») предлагает внести изменения в Закон «О Национальном банке Украины» и возложить ведение такого реестра на НБУ.

По действующему законодательству Нацбанк получает информацию о том, является ли деловая репутация определенного круга лиц безупречной, что важно для согласования их кандидатур на должности руководителей банков или держателей существенного участия в них.

Новая функция Нацбанка

Основные изменения, согласно проекту, затронут статьи 7 и 55 Закона «О Национальном банке Украины». В ст. 7 предлагается указать ведение упомянутого реестра как одну из функций Нацбанка. А ст. 55, в которой идет речь о целях и сфере банковского надзора, должна быть дополнена частями 4 и 5, в которых раскрывается суть реестра и определяется, какие лица будут в нем указаны. Выглядит это следующим образом.

В реестр, ведение которого обеспечивает НБУ, вносятся данные о лицах, которые являются или были собственниками существенного участия в банках, руководителями банков (кандидатами в руководители), а также других лицах, требования к деловой репутации которых определены Законом Украины «О банках и банковской деятельности», если:

  • их деловая репутация не отвечает требованиям безупречности, установленным Нацбанком;
  • они грубо нарушали действующее законодательство или нормативно-правовые акты Национального банка Украины;
  • их деятельность привела к нанесению урона финансовому положению банковского учреждения.

Порядок ведения реестра, включения и исключения из него лиц, которые утратили безупречную деловую репутацию, определяется нормативно-правовыми актами Нацбанка. После вступления закона в силу у НБУ будет три месяца для создания упомянутого реестра и разработки соответствующих регуляторных нормативно-правовых актов.

В пояснительной записке инициатор законопроекта обосновывает необходимость его принятия тем, что НБУ может запретить как юридическому, так и физическому лицу получать или увеличивать существенное участие в банке и требовать замены любого из руководителей банка, если деловая репутация лица не соответствует установленным требованиям о ее безупречности. Признаки отсутствия безупречной деловой репутации определяются нормативно-правовыми актами Национального банка Украины. Он же определяет соответствие деловой репутации лица установленным требованиям на основании анализа соответствующих пакетов документов о руководителях банков (кандидатах) или о лицах, который намереваются получить/увеличить существенное участие в банке.

Инициатор законопроекта №4993 полагает, что необходим системный подход к аккумулированию информации о лицах, которые утратили безупречную деловую репутацию, путем ведения соответствующего реестра. По его мнению, отсутствие таких данных не дает возможности служащим НБУ оперативно принимать решения по кадровым вопросам в банковской системе, поскольку функции сбора и хранения информации о лицах, утративших безупречную деловую репутацию, не возложены на НБУ.

Среди целей принятия законопроекта указываются также создание НБУ эффективного инструмента систематизации данных об упомянутой категории лиц и непосредственно обязанность ведения соответствующего реестра и включения/исключения из него лиц. Как следствие, будет повышаться эффективность работы регулятора (НБУ) в части осуществления надзора за банковской системой государства. Это позволит создать эффективный механизм недопущения на рынок финансовых услуг лиц, склонных к совершению противоправных действий, а также тех, кто в силу своего непрофессионализма могут причинить убытки тому или иному банковскому учреждению, клиентам банка или государству, увеличивая нагрузку на Фонд гарантирования вкладов физических лиц.

Так ли важна репутация?

Закон «О банках и банковской деятельности» определяет деловую репутацию как собранные Нацбанком данные о соответствии деятельности юридического или физического лица, в т.ч. руководителей юрлица и собственников существенного участия в таком юридическом лице, требованиям закона, деловой практике и профессиональной этике, а также данные о порядочности, профессиональных и управленческих качествах лица. Наличие безупречной деловой репутации является обязательным требованием, если речь идет о должностных лицах банков, в частности, руководителях и главных бухгалтерах. Согласно положениям названного закона, безупречную деловую репутацию должны иметь также члены совета Национального банка Украины и советов банков, собственники существенного участия в банках, учредители и члены правления. В процессе выдачи лицензии и регистрации устава банка (или филиала банка, в т.ч. иностранного) НБУ может потребовать документы, подтверждающие безупречную деловую репутацию всех перечисленных категорий лиц.

Таким образом, информация о деловой репутации — это один из критериев для принятия решения о том, будет ли банк зарегистрирован, получит ли он лицензию и сможет ли приступить к работе. Кроме этого, на основании отсутствия безупречной деловой репутации НБУ может запретить физическому или юридическому лицу приобретать/увеличивать существенное участие в банке.

Определению деловой репутации юридических и физических лиц посвящена гл. 2 «Положения о порядке регистрации и лицензирования банков, открытия отдельных подразделений» (постановление НБУ №306 от 08.09.2011 года), в которой приведены критерии отсутствия безупречной деловой репутации как для физических, так и для юридических лиц. При этом законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты обязывают юридических и физических лиц подавать в Национальный банк Украины информацию о деловой репутации. К примеру, при смене руководителя юридическое лицо, которое владеет существенным участием в банке, должно в месячный срок информировать Нацбанк о деловой репутации этого руководителя. Более того, НБУ может требовать замены руководителя банка, если он не обладает соответствующей законодательству деловой репутацией.

Проблемы, которые призван решить новый закон

Действительно ли реестр лиц, утративших безупречную деловую репутацию, поможет улучшить работу нормативного и административного механизма банковской системы Украины? Это зависит от того, как будет функционировать этот реестр, а его работа должна быть урегулирована нормативно-правовыми актами НБУ отдельно. Во всех случаях, когда утрата безупречной деловой репутации фактически позволяет заменить руководителя банка (включая главу НБУ, к слову) или не допустить его к должности, отказать лицу в возможности увеличить существенное участие в том или ином банке, наличие подобного реестра, прежде всего, делает более эффективной надзорную функцию Нацбанка. Имеющуюся в реестре информацию в любой момент можно проанализировать и сопоставить, чтобы, не дожидаясь поданных документов, не допустить назначения руководителем банка лица, информация о небезупречной деловой репутации которого уже есть в реестре.

Вместе с тем информация (документы), позволяющая сделать вывод о деловой репутации лица, по действующим законам и порядкам и так подается в НБУ. А поскольку такие данные есть, то систематизировать их и получить к ним доступ для служащих НБУ не должно составлять труда. Для этого необязательно на законодательном уровне возлагать на Национальный банк Украины отдельную функцию в части надзора. Хотя в пояснительной записке указано, что реализация законопроекта не потребует отдельного бюджетного финансирования, организация работы службы или отдела, который будет систематизировать, анализировать и хранить информацию о многих физических и юридических лицах, потребует затрат.

Пока не будет разработан конкретный порядок доступа к информации в данном реестре, нельзя точно сказать, будет ли он закрытым для других государственных органов и юридических и физических лиц-участников финансового рынка Украины. Вполне возможно, что для того, чтобы сделать информацию о неблагонадежности тех или иных лиц доступной для контрагентов или других надзорных структур, создание некоего реестра будет гораздо удобнее запросов, на которые нельзя получить ответ.

Вместе с тем каким будет порядок исключения данных о лице из такого реестра, и не станет ли этот механизм способом давления на банковские учреждения, на данном этапе сказать достаточно сложно. После принятия законопроекта №4993 только от Национального банка Украины будет зависеть, как будет функционировать реестр и с какой целью можно будет его использовать.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
З чого формується довіра до Феміди
Новости онлайн