Право граждан на обращения к госорганам ограничат

07:45, 2 декабря 2019
Депутаты от «Слуги народа» внесли законопроект, который ограничивает право граждан на обращения к органам власти.
Право граждан на обращения к госорганам ограничат
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Украина держит курс на диджитализацию, внедрение «Государства в смарфтоне», а также принципа «единого окна». Кроме того, в Комиссии по вопросам правовой реформы обсуждается идея внедрения такого «окна» при обращении в суды — чтобы, если дело неподведомственно определенному суду, он сам передавал его по адресу.

Вместе с тем ныне действующий принцип, когда обращения граждан должны автоматически передаваться по назначению, если они адресованы ненадлежащему субъекту — органу власти или должностному лицу, хотят отменить.

Так, в парламенте народные депутаты от фракции «Слуга народа» Виталий Безгин, Галина Третьякова, Вадим Струневич, Олег Арсенюк, Сергей Гривко зарегистрировали законопроект №2480, в случае принятия которого лицо, обратившиеся, по мнению определенного чиновника, «не по адресу», получит свое обращение обратно без ответа.

По словам соавтора законопроекта Виталия Безгина, внедрение таких ограничений необходимо, поскольку «это дает возможность не тратить время на спам не по адресу, которого 95%».

Впрочем, чем конкретно обоснована цифра в 95%, проводилась ли соответствующая аналитика, обсуждались ли методы оптимизации работы с обращениями граждан, в том числе при участии Министерства цифровых технологий, изучались ли мировые практики и практики частных корпораций, неясно.

Как пишут авторы в пояснительной записке, «в большинстве случаев граждане толкуют нормы действующего законодательства в зависимости от своего понимания их содержания, свободного представления и субъективного отношения к ним», поэтому загружают чиновников лишней и ненужной работой.

Так, законопроектом о внесении изменений в Закон Украины «Об обращениях граждан» относительно условий рассмотрения обращений предлагается:

  • Исключить из Закона норму о передаче по адресу обращений граждан (а конкретно — исключить норму о том, что «если вопросы, затронутые в полученном органом государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, объединениями граждан или должностными лицами, не входят в их полномочия, обращение в срок не более 5 дней пересылается ими по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается гражданину, подавшему обращение»).
  • Ввести в Закон оценочное понятие «бессмысленные обращения». Так, «не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, очевидно является бессмысленным и/или касается вопросов, решение которых не относится к полномочиям этого органа».
  • Расширить основания для возврата обращений без их рассмотрения по существу.

Так, «обращение, оформленное с соблюдением указанных требований, адресованное органам государственной власти и органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности, объединениям граждан или должностным лицам, в полномочия которых НЕ входит решение поставленных в обращении вопросов, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями без рассмотрения по существу не позднее чем через десять дней со дня его получения».

  • И самое главное — корректируется право граждан на обращение. Так, в ст. 1 Закона устанавливается, что «граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенным законодательством к сфере их компетенции» (то есть гражданин обязан знать, какие именно вопросы относятся к компетенции конкретного органа, а какие — нет).

Как обычному человеку узнать, относится ли конкретный интересующий его вопрос «к компетенции» или нет? Во-первых, стоит отметить, что полномочия некоторых органов и структур конкретизированы во внутренних нормативных документах, которые не публикуются в базах нормативных актов (к примеру, законодательство Украины не содержит все внутренние нормативные акты министерств). Таким образом, неизвестно, как гражданин может узнать, относится тот или иной вопрос к компетенции органа или чиновника. Это создает удобную почву для массовых отказов в рассмотрении обращений граждан.

Во-вторых, судя по данному законопроекту, решать, «что в компетенции», орган власти будет самостоятельно.

Во многих украинских госорганах действительно до сих пор стоят «ящики», куда граждане должны складывать свои обращения. Очевидно, что принятие такого законопроекта не уменьшает бумажный оборот и не «разгружает» чиновников, а просто позволяет им отправлять отказы на обращения, которые, по их субъективному мнению, не обоснованы или не относятся к их компетенции. При этом им не нужно будет пересылать обращение надлежащему субъекту.

Более того, есть риск, что вследствие принятия такого законопроекта в суды начнут поступать иски от граждан в связи с необоснованными отказами, что вовсе не уменьшит нагрузку на бюджет, ведь юридическим департаментам органов власти придется «отбивать» эти иски в судах за казенный счет.

Закон о мобилизации: последствия для военнообязанных, что будет с отсрочкой
Telegram канал Sud.ua
Закон о мобилизации: последствия для военнообязанных, что будет с отсрочкой
Сегодня день рождения празднуют
  • Володимир Келеберда
    Володимир Келеберда
    заступник голови Окружного адміністративного суду міста Києва
  • Анна Кузьменко
    Анна Кузьменко
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва
  • Андрій Місінкевич
    Андрій Місінкевич
    суддя Хмельницького міськрайонного суду Хмельницької області
  • Світлана Чудних
    Світлана Чудних
    суддя Харківського окружного адміністративного суду
  • Олександр Журавльов
    Олександр Журавльов
    суддя Одеського апеляційного суду