Разумков считает, что Венецианская комиссия дала добро на законопроекты Верховной Рады о декларировании: так ли это

12:25, 14 декабря 2020
Дмитрий Разумков заявил, что позиция Венецианской комиссии об ответственности за ложь чиновников в декларации и особом порядке декларирования судей совпадает с позицией парламента.
Разумков считает, что Венецианская комиссия дала добро на законопроекты Верховной Рады о декларировании: так ли это
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В ходе согласительного совета Верховной Рады 14 декабря спикер парламента Дмитрий Разумков заявил, что позиция Венецианской комиссии по урегулированию ситуации с Решением КСУ 13-р/2020 о декларировании соответствует позиции Верховной Рады.

«Я доволен тем, что позиция Венецианской комиссии совпадает по многим вопросам с позицией Верховной Рады и относительно независимости институций, и ответственности за незаконное обогащение – что она должна быть достаточно жесткой, должна быть уголовная ответственность за недекларирование. И мы смогли на прошлой пленарной неделе достаточно быстро принять закон. Я бы хотел всех поблагодарить, что все фракции согласились на рассмотрение этого законопроекта», - отметил он.

Так, по его мнению, принятый Верховной Радой законопроект «о возвращении ответственности» за ложь чиновников и судей в декларациях 4460-д, который 7 декабря был направлен на подпись Президенту Владимиру Зеленскому, полностью соответствует видению Венецианской комиссии.

Напомним, что по этому закону обвинитель должен будет доказать умысел в действиях чиновника или судьи, который соврал в декларации более чем на 9 млн грн, и только тогда суд по итогам рассмотрения дела сможет вынести на свое усмотрение приговор. И то – чиновник сможет заплатить штраф в сумме, значительно меньшей, чем 9 млн.

При этом парламент отказался возобновить ответственность в виде лишения свободы и предусмотрел лишь ограничение свободы.

В то же время, в своем Заключении по поводу возобновления ответственности, Венецианская комиссия подчеркнула, что «за самые серьезные нарушения должна сохраняться санкция в виде тюремного заключения».

Данный тезис ВК подчеркнула и в выводах Заключения:

«Что касается статьи 366-1 Уголовного кодекса, признанной Конституционным Судом неконституционной, уголовная ответственность за подачу заведомо ложных данных в декларации/непредставление декларации должна быть восстановлена, но в законе могут быть более подробно указаны различные санкции, соответствующие степени уголовной ответственности, предусматривающие, например, наказание в виде тюремного заключения для случаев, превышающих определенный порог, и для преступников, действующих с умыслом».

Таким образом, не факт, что ВК действительно согласилась с позицией парламента, как это утверждает Разумков.

Также Дмитрий Разумков заявил, что 15 декабря перед рассмотрением бюджета на 2021 год, парламент готовится принять законопроекты о специальном порядке ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства для судей №4470 и №4471.

Эти проекты, одобренные Комитетом ВР по вопросам антикоррупционной политики под руководством Анастасии Радиной, по его мнению, соответствуют Выводу ВК.

Впрочем, такое утверждение также вызывает некоторые вопросы, если читать Вывод Венецианской комиссии внимательно (подробнее – по ссылке).

В частности, Венецианская комиссия хотя и отмечает, что «может быть создан «механизм подачи жалоб», позволяющий судьям жаловаться на неправомерные действия НАПК в судебный орган», но не считает подходящим органом Высший совет правосудия (как это предусмотрено вышеуказанными законопроектами).

«Полномочия по рассмотрению таких отчетов могут быть переданы соответствующему органу судебного управления. Центральным органом судебного управления в Украине является Высший совет правосудия (ВСП), деятельность которого регулируется Конституцией и Законом о ВСП. ВСП был реорганизован в 2016 году.

Похоже, что процесс реформирования этого органа не завершен, и по-прежнему существуют серьезные опасения по поводу добропорядочности некоторых членов ВСП.

Кроме того, ВСП является органом, который принимает окончательные решения об увольнении судьи, и поэтому может быть не самым подходящим учреждением для изучения действий НАПК в судебном порядке.

Еще одним органом судебного управления является Высшая квалификационная комиссия судей – ВККС..

… В принципе, если ВККС будет воссоздана, и если она будет состоять из профессиональных и независимых членов, в соответствии с рекомендациями Заключения от октября 2020 года, этот орган мог бы взять на себя функцию надзора за деятельностью НАПК в отношении судей», - подчеркивает ВК.

В то же время, согласно проекту, который Разумков считает соответствующим Выводу Венецианской комиссии, предписание не вносится в случае выявления нарушения требований Закона «О предотвращении коррупции» относительно этического поведения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности судьи, судьи Конституционного Суда Украины.

О выявлении таких нарушений Нацагентство сначала должно проинформировать соответственно Высший совет правосудия (ВСП) или Конституционный Суд Украины (КСУ).

Затем Высший совет правосудия, Конституционный Суд Украины сами решают вопрос о привлечении судьи, судьи КСУ к дисциплинарной ответственности.

НАПК не имеет права вносить предписание по вопросам, непосредственно касающимся осуществления судьей правосудия

Кроме того, судебная власть сможет участвовать в оценке эффективности деятельности НАПК. В частности, добавляется пункт о том, что Высший совет правосудия и Конституционный Суд предоставляют информацию Комиссии, которая проводит оценку эффективности работы НАПК, о соблюдении НАПК гарантий независимости судей и судей КСУ.

Хотя, в Выводе ВК отмечает, что «при этом в свете нерешенного вопроса о конфликте интересов в контексте решения № 13-р/2020 Венецианская комиссия рекомендует законодателю не давать КСУ право заслушивать отчеты НАПК, а рассматривать другие подходящие решения».

Дмитрий Разумков, в свою очередь, поблагодарил рабочую группы под руководством Дениса Монастырского за разработанные ею законопроекты 4470 и 4471.

«Насколько я понимаю, все депутатские фракции и группы занимают достаточно компромиссную позицию», - отметил он.

Также Разумков решил вновь пожурить главу Комитета ВР по вопросам правовой политики Андрея Костина.

«У нас опять звучит много критики. В том числе, Андрей Евгеньевич, к Вашему комитету.

Уже прошло полтора месяца, и мы ни одного законопроекта еще не рассмотрели, связанных с работой Конституционного Суда.

Мы когда общались с международными экспертами, они также поддерживают ряд позиций, связанных с урегулированием работы КСУ.

Также ждут Вашу позицию представители рабочей группы, чтобы решить вопрос с урегулированием проблематики, которая возникла после работы КСУ.

Я надеюсь, что все-таки Вы услышите критику, которая звучит в отношении Верховной Рады по этому вопросу. Потому что это, в первую очередь, все же Ваша ответственность как руководителя Комитета. Это все-таки надо сделать, хотя бы через полтора месяца», - сказал Разумков.

Напомним, что ранее Разумков вменил Андрею Костину невыполнение поручений спикера Верховной Рады.

При этом стоит отметить, что среди поручений Разумкова было рассмотрение Комитетом законопроекта Зеленского 4288 о роспуске КСУ, который Президент попросил не рассматривать.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Сегодня день рождения празднуют
  • Микола Стефанчук
    Микола Стефанчук
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики
  • Світлана Бакуліна
    Світлана Бакуліна
    суддя Верховного Суду у Касаційному господарському суді
  • Оксана Бірса
    Оксана Бірса
    голова Дніпровського районного суду міста Києва
  • Оксана Терещенко
    Оксана Терещенко
    суддя Східного апеляційного господарського суду