Венецианская комиссия рекомендует назначать судей КСУ после внедрения в процесс отбора международных экспертов

08:35, 23 марта 2021
Венецианская комиссия настаивает на создании контрольного органа с международным компонентом для отбора кандидатов в Конституционный Суд.
Венецианская комиссия рекомендует назначать судей КСУ после внедрения в процесс отбора международных экспертов
Источник фото: ccu.gov.ua
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Существующие вакансии в Конституционном Суде должны быть заполнены только после усовершенствования системы назначений. А именно должен быть создан «орган по отбору кандидатов на должность судьи Конституционного Суда с международным компонентом, который мог бы включать международных экспертов по правам человека и участие гражданского общества, чтобы гарантировать моральные и профессиональные качества кандидатов».

Этот тезис подчеркивает Венецианская комиссия в своем свежем заключении, обнародованном 22 марта на законопроект 4533 о конституционной процедуре.

Отметим, что такая рекомендация уже была дана ранее Венецианской комиссией в декабрьском заключении (подробнее тут).

Так, ВК рекомендовала наладить более совершенные процессы для выявления кандидатов и отбора судей в Конституционный Суд, в том числе путем создания нового контрольного органа с международным участием, который может помочь обеспечить наличие у судей необходимых высоких моральных качеств и добропорядочности.

Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», письмом от 26 января 2021 г. спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков запросил мнение Венецианской комиссии по проекту закона о конституционной процедуре №4533 и альтернативному законопроекту №4533-1.

Впрочем, 27 января Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики рекомендовал парламенту принять за основу законопроект 4533. В итоге депутаты отправили его на доработку.

Также мы писали, что одним из предложений законопроекта было позволить действующим депутатам, претендующим на кресло судьи Конституционного Суда, не сдавать свой представительский мандат народного депутата перед назначением на должность судьи.

Однако, по мнению Венецианской комиссии, предложение упростить для действующих народных депутатов возможность претендовать в КСУ, из законопроекта следует убрать.

В целом, в своем свежем заключении Венецианская комиссия дала следующие рекомендации:

Выводы

79. Венецианская комиссия приветствует то, что президент Зеленский отозвал законопроект №4288, который прекращал бы полномочия всех судей Конституционного Суда. Венецианская комиссия также приветствует тот факт, что в настоящее время парламент рассматривает законопроект №4533 о конституционной процедуре, в котором учтены многие рекомендации Венецианской комиссии из ее срочного заключения о реформе Конституционного Суда.

80. Законопроект №4533 приносит много улучшений. Он существенно меняет действующие правила конституционного судопроизводства. Основные нововведения были внесены в части подачи конституционных жалоб, открытости и гласности конституционного производства, формирования сенатов и коллегий и распределения дел, доступа к материалам дела, дисциплинарной ответственности судей и внутреннего функционирования Конституционного Суда. Эти изменения приветствуются.

81. Законопроект вводит Автоматизированную систему документооборота, которая обеспечивает открытый доступ к материалам дел и используется для формирования сенатов, коллегий и назначения судей-докладчиков. Судьи могут преодолеть возможное препятствие со стороны судьи-докладчика или председателя при составлении повестки дня суда.

82. Законопроект также улучшит доступ заявителей к Суду с помощью различных средств (электронные жалобы и общения, срок для устранения недостатков в жалобе, обеспечительные меры, возмещение расходов, компенсация за неоправданные задержки). Позитивно то, что кворум уменьшается, если одному или двум судьям заявлен отвод (или они заявили самоотвод).

83. В соответствии со своими рекомендациями в Срочном заключении по реформе Конституционного суда Венецианская комиссия приветствует то, что решения сената об отмене какого-либо положения закона должны подтверждаться Большой палатой, и что Суд ограничен рамками обращения/ жалобы. В соответствии с рекомендациями Комиссии законопроект 4533 также учитывает необходимость предоставить достаточное и последовательное обоснование решений Суда.

84. Однако законопроект №4533 также имеет некоторые недостатки. Что наиболее важно, законопроект не содержит положений о новой системе конкурсного отбора судей с международным компонентом, как рекомендовано в Срочном заключении ВК. Хотя эту систему назначения не нужно включать в законопроект №4533, поправка к статье 11 Закона о Конституционном Суде должна быть удалена, а существующие вакансии в Конституционном Суде должны быть заполнены только после улучшения системы назначений.

85. Венецианская комиссия дает следующие основные рекомендации по внесению изменений в законопроект:

  • С точки зрения процедурной экономии, рассмотрение конституционных жалоб, в ходе которых сенат посчитает положение закона неконституционным, должно быть передано в Большую палату только в том случае, если президент или парламент потребуют такой передачи.
  • Что касается дисциплинарного производства в отношении судьи КСУ, то вместо исполнительной власти инициативу о возбуждении дисциплинарного производства следует передать Национальному агентству по предупреждению коррупции в пределах его компетенции.
  • Чтобы ввести в действие дисциплинарную систему, за дисциплинарные проступки ниже порога «серьезного дисциплинарного проступка» следует ввести другие санкции, такие как предупреждения, выговоры, снижение заработной платы и т. д., и эти санкции должны применяться простым большинством голосов судей. Непринятие дисциплинарных взысканий в течение шести месяцев не должно автоматически приводить к прекращению дисциплинарного производства.
  • Суд должен иметь возможность пересмотреть свое собственное решение в случае, если один из его судей, голосующих за это решение, был осужден в последней инстанции за получение взятки в связи с принятием этого решения.

86. В Украине особая ситуация после Решения 13-р/2020 может оправдать временное повышение требования о голосовании в Большой Палате. Однако любое увеличение количества требуемых голосов должно быть процентным от числа фактически назначенных судей, а не фиксированным числом от всех 18 судей. Такое увеличение может быть оправдано только до тех пор, пока определенный процент судей не будет назначен по новой системе конкурсного отбора.

87. Наконец, Конституционному Суду должна быть предоставлена ​​возможность высказать свое мнение по пересмотренному законопроекту.

88. Венецианская комиссия остается в распоряжении украинских властей для оказания дальнейшей помощи в этом вопросе.

 Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий. 

Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Данило Гетманцев
    Данило Гетманцев
    голова Комітету Верховної Ради України з питань фінансів, податкової та митної політики
  • Михайло Ніколаєв
    Михайло Ніколаєв
    суддя Господарського суду Чернівецької області
  • Сергій Чванкін
    Сергій Чванкін
    голова Київського районного суду м. Одеси