Венецианская комиссия: Судебная реформа, которая не затрагивает Высший совет правосудия и добропорядочность его членов, обречена на провал

08:50, 6 мая 2021
Венецианская комиссия опубликовала вывод на законопроект Зеленского, заявив, что без перезагрузки Высшего совета правосудия его судебная реформа провалится.
Венецианская комиссия: Судебная реформа, которая не затрагивает Высший совет правосудия и добропорядочность его членов, обречена на провал
Источник фото: newsarium.org

5 мая Венецианская комиссия опубликовала свой вывод на законопроект Владимира Зеленского о перезагрузке Высшего совета правосудия (ВСП).

Речь идет о президентском законопроекте 5068, который направлен на выполнение подписанного Украиной Меморандума с МВФ и соглашения о макрофинансовой помощи с ЕС в части того, что должна быть проведена проверка добропорядочности членов ВСП.

Как следует из законопроекта, концепт реформы ВСП будет в общих чертах схожим с тем, который предлагается законопроектом 3711-д для формирования Высшей квалификационной комиссии судей.

Так, для проверки добропорядочности членов Высшего совета правосудия будет создан Этический совет, который будет состоять из шести человек – трех судей (или судей в отставке), определенных Радой судей Украины, и трех лиц, определенных международными организациями. Подробнее о законопроекте Зеленского 5068 можно прочитать в материале «Реформа Высшего совета правосудия от Президента: конкурсы, Этический совет, дисциплинарные инспекторы». 

Напомним, что ранее замглавы Офиса Президента Андрей Смирнов рассказал послам «Большой семерки»  о том, что готовится создание отдельного от Высшего совета правосудия дисциплинарного органа. А за ВСП планируется сохранить только некие «незначительные полномочия».

В то же время, в своем выводе от 5 мая 2021 года Венецианская комиссия отмечает, что «последовательность реформ очень важна», и «Служба дисциплинарных инспекторов должна создаваться только после проведения одноразовой проверки членов ВСП».

Венецианская комиссия, среди прочего, отмечает следующие аспекты.

Законопроект №5068 учреждает Этический совет сроком на шесть лет для оказания помощи органам, избирающим (назначающим) членов ВСП, в определении того, соответствует ли кандидат на должность члена ВСП критериям профессиональной этики и добропорядочности.

Изменения предусматривают, что председатель ВСП должен утверждать список членов Этического совета. «Это означает, что председатель, который сам будет подвергнут одноразовой оценке Этическим советом, может заблокировать создание Совета», - отмечает ВК.

«Вместо этого, другой орган судебной власти, например главу Верховного Суда или главу Высшего антикоррупционного суда можно было бы уполномочить объявить о назначении членов Этического совета.

Председатель Верховного Суда может быть уполномочен утверждать этот список как представитель высшего суда в системе судебной власти. В качестве альтернативы председатель Высшего антикоррупционного суда может быть наделен полномочиями делать это, поскольку этот суд обладает особой юрисдикцией, которая имеет отношение к вопросам этики и добропорядочности.

Также должен существовать механизм по умолчанию, если Рада судей не назначает своих членов. Председателя Высшего антикоррупционного суда можно уполномочить назначать квалифицированных судей или судей в отставке», - говорит Венецианская комиссия.

«В своих комментариях украинские власти указывают, что реализация такого предложения создаст конфликт интересов, поскольку председатели Верховного Суда и Высшего антикоррупционного суда подлежат дисциплинарным процедурам, проводимым Высшим советом правосудия.

Однако председатели этих судов сами не принимают решения относительно этики и добропорядочности кандидатов и нынешних членов ВСП; они будут только назначать судей или судей в отставке для выполнения этой задачи, и это будет сделано только в случае бездействия Рады судей», - добавляет ВК.

В Заключении Венецианская комиссия дает такие итоговые рекомендации.

72. Основная цель законопроекта №5068 - это учреждение Этического совета сроком на 6 лет для оказания помощи органам, избирающим (назначающим) членов Высшего совета правосудия (ВСП), в определении того, соответствуют ли кандидаты на должность члена ВСП и действующие члены ВСП критериям профессиональной этики и добропорядочности.

73. В целом, Венецианская комиссия и Директорат приветствуют обоснование законопроекта №5068, поскольку он нацелен на реализацию одной из ключевых рекомендаций предыдущего совместного заключения, а именно «вопрос добропорядочности и этики ВСП также должен быть решен в срочном порядке».

Судебная реформа, которая не затрагивает функционирование ВСП и добропорядочности его членов, обречена на провал. (A judicial reform which does not tackle the functioning of the HCJ and the integrity of its members is doomed to fail).

Венецианская комиссия и Директорат приветствуют то, что состав Этического совета основывается на предыдущих заключениях Комиссии, особенно в том, что касается участия международных экспертов.

74. Венецианская комиссия и Директорат выражают сожаление, что законопроект №5068 является частичной мерой и не предусматривает целостной реформы судебной системы. Тем не менее, Венецианская комиссия и Директорат осознают безотлагательность ситуации и признают, что для решения этих неотложных проблем необходимо провести реформы.

75. Венецианская комиссия и Директорат дают следующие основные рекомендации:

1. в законе должны быть установлены «критерии профессиональной этики и добропорядочности»; это можно сделать в тексте или со ссылкой на национальные и / или международные источники, такие как Бангалорские принципы поведения судей;

2. председатель Верховного Суда или председатель Высшего антикоррупционного суда могут объявить Этический совет учрежденным, и следует ввести механизм по умолчанию для случая, когда Рада судей не назначила своих членов;

3. кандидатуры на должность национальных членов Этического совета должны быть объявлены на веб-сайте РСУ, и только судьи, которые уже прошли оценку (проверку), должны иметь право на назначение;

4. международное участие в Этическом совете должно быть четко ограничено одним мандатом на шесть лет;

5. закон должен предоставлять Этическому совету достаточные исследовательские полномочия для его работы;

6. чтобы облегчить принятие Регламента, можно позволить Этическому совету применять правила для ВККС по аналогии; по крайней мере, применимые правила Закона о судоустройстве и статусе судей могут также использоваться для работы Этического совета;

7. положение о том, что Этический совет должен завершить оценку нынешних членов ВСП в течение 3 месяцев, нереально; этот срок следует продлить;

8. Этический совет должен создать пул кандидатов, из которого органы по назначению могут выбирать (т. е. фильтровать кандидатов), и Этический совет не должен (де-факто) иметь право ранжировать кандидатов; только Этический совет, а не Комитет Рады по вопросам правовой политики, должен принимать решения об этике и добропорядочности кандидатов;

9. решения Этического совета считаются принятыми, если за них проголосовали четыре члена и если среди этих четырех членов есть как минимум два международных эксперта; в случае разделения голосов голосование должно быть повторено, но если ситуацию с разделением голосов поровну не удалось преодолеть в течение фиксированного срока, указанного в законе, голос группы членов, в которую входят не менее двух международных экспертов, должен преобладать;

10. обжаловать решения Этического совета можно в Верховный Суд;

11. Этический совет обязан передать свои выводы о несоответствии в НАПК и НАБУ для дальнейших действий.

Как и в предыдущих заключениях, Венецианская комиссия и Директорат подчеркивают, что последовательность реформ очень важна. В этом отношении Служба дисциплинарных инспекторов должна создаваться только после проведения одноразовой проверки членов ВСП.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий. 

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Почему в Венецианской комиссии недовольны судебной реформой от Зеленского
Почему в Венецианской комиссии недовольны судебной реформой от Зеленского
Loading...
Сегодня день рождения празднуют
  • Ярослав Мельник
    Ярослав Мельник
    суддя Київського апеляційного суду
  • Віктор Мачульський
    Віктор Мачульський
    заступник голови Волинського окружного адміністративного суду
  • Віктор Братасюк
    Віктор Братасюк
    суддя Тернопільського міськрайонного суду Тернопільської області
загрузка...