«Целевая мобилизация» гражданского населения и привлечение граждан к общественно полезным работам: в чем разница

16:32, 25 октября 2022
Целевая мобилизация: смогут ли украинцев привлекать к ликвидации последствий войны.
«Целевая мобилизация» гражданского населения и привлечение граждан к общественно полезным работам: в чем разница
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Время от времени на протяжении 2022 года в СМИ поднимается вопрос «целевой мобилизации» и будто бы принудительного привлечения граждан к ликвидации последствий войны.

«Судебно-юридическая газета» решила разобраться, соответствует ли это действительности.

Как известно, в 2012 году в Украине был принят Кодекс гражданской защиты, статьей 83 которого было определено понятие «целевая мобилизация».

А именно, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера государственного уровня и их последствий может проводиться целевая мобилизация в порядке, определенном Законом «О правовом режиме чрезвычайного положения» и другими актами.

Также устанавливалось, что организационные, финансовые, правовые и другие меры, необходимые для обеспечения функционирования сил гражданской защиты в период целевой мобилизации, осуществляются на основе плана проведения целевой мобилизации и в соответствии с Законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации» с учетом особенностей, определенных настоящим Кодексом.

Следовательно, все детали целевой мобилизации должны быть в отдельном документе - плане.

После начала войны в марте 2022 года Верховная Рада приняла Закон №2132-IX, которым дополнила эту статью 83 Кодекса гражданской защиты тем, что целевая мобилизация может применяться также в восстановительный период для ликвидации последствий военных действий.

Также нормами о «целевой мобилизации» была дополнена статья 8 Кодекса гражданской защиты.

В соответствии с изменениями в дополнительных задачах единой государственной системы гражданской защиты в восстановительный период появилось проведение целевой мобилизации для ликвидации последствий ведения военных действий и чрезвычайных ситуаций.

Кабмину тогда было поручено привести свои акты в соответствие с мартовским законом. И в начале мая 2022 года Правительство внесло изменения в Положение о единой государственной системе гражданской защиты, добавив пункт 24-1 о проведении целевой мобилизации для ликвидации последствий ведения военных действий.

Фактически в п. 24-1 продублировали норму вышеупомянутого закона от марта 2022 без какой-либо конкретизации, что будет означать «целевая мобилизация».

Таким образом, как уже было сказано, основное содержание целевой мобилизации должно быть раскрыто в ее плане.

Полномочия по утверждению ежегодного плана основных мер гражданской защиты Украины, включая мероприятия в восстановительный период после окончания военных действий и определения объема и сроков осуществления восстановительных работ по ликвидации последствий военных действий, относятся к Кабинету Министров Украины.

Впрочем, такой план пока не утвержден.

Существует порядок разработки планов деятельности единой государственной системы гражданской защиты, утвержденный постановлением КМУ от 9 августа 2017 г. № 626, однако он касается только мирного времени.

Следовательно, о каких-либо принудительных мерах по привлечению украинцев к ликвидации последствий военных действий или чрезвычайных ситуаций речь не идет.

Впрочем, они могут быть привлечены в случае принятия соответствующих нормативных актов и утверждения Кабмином соответствующих планов на восстановительный период.

Как приобщиться сейчас

Напомним, что и сейчас граждане-добровольцы могут помогать в ликвидации последствий войны. Впрочем, они должны делать это в составе добровольного формирования.

Так, согласно уже упомянутому Положению о единой государственной системе гражданской защиты в состав сил гражданской защиты единой государственной системы гражданской защиты входят:

  • оперативно-спасательная служба гражданской защиты;
  • аварийно-спасательные службы;
  • формирования гражданской защиты;
  • специализированные службы гражданской защиты;
  • пожарно-спасательные подразделения (части);
  • добровольное формирование гражданской защиты.

Как определено в Положении, утвержденном постановлением КМУ от 21 августа 2013 г. №616, добровольное формирование гражданской защиты является временным добровольным объединением граждан, которое создается во время угрозы возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций для выполнения вспомогательных работ.

Добровольные формирования гражданской защиты создаются по решению центрального органа исполнительной власти, местной госадминистрации, органа местного самоуправления.

В состав добровольных формирований гражданской защиты на добровольной основе включаются граждане Украины, достигшие 18-летнего возраста и которые могут по своим способностям и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности.

Добровольное формирование гражданской защиты возглавляет начальник, назначаемый и увольняемый руководителем органа, образовавшего такое формирование.

Кроме того, к работам по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий могут привлекаться на добровольной или договорной основе общественные объединения при наличии у участников, привлекаемых к таким работам, соответствующего уровня подготовки в порядке, определенном руководством такого объединения или руководителем работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Общественно полезные работы

Участие граждан в целевой мобилизации в рамках системы гражданской защиты следует отличать от общественно полезных работ.

К общественно полезным работам привлекаются трудоспособные лица, в том числе лица, не подлежащие призыву на военную службу, которые по возрасту и состоянию здоровья не имеют ограничений на работу в условиях военного положения. В частности, зарегистрированные безработные и другие незанятые лица, включая внутренне перемещенных лиц.

Соответствующая норма содержится в постановлении Кабинета Министров Украины от 21 июня 2022 г. №716.

Напомним, 21 июня, выступая на заседании Кабмина, премьер-министр Денис Шмыгаль отметил, что в условиях полномасштабной войны нужно мобилизовать все возможные ресурсы для победы над русскими оккупантами.

«Это касается и организации работы в тылу.

Правительство утвердит документ, предусматривающий, что официально зарегистрированные безработные, которые в течение 30 дней не трудоустроены, будут привлекаться к общественно полезным работам.

Это может быть разбор завалов, строительство защитных сооружений, благоустройство, ремонтные или сельскохозяйственные работы. Что именно нужно делать в каждом конкретном регионе, будут определять местные власти.

Конечно, этот труд будет оплачиваться. Государство будет платить каждому привлеченному к общественно полезным работам зарплату в размере минимальной (6500 грн - прим. ред.). Мы фактически устраняем возможность, когда люди могли получать деньги от государства и отказываться от предложенной работы.

В условиях военного времени у государства нет для этого ресурсов. Все должны либо воевать и защищать Родину, либо работать на победу и для фронта», - подчеркнул премьер-министр.

Итак, в изменениях в Порядок привлечения трудоспособных лиц к общественно полезным работам в условиях военного положения, которые утверждены указанным постановлением, прописано, что военное командование может самостоятельно или с привлечением совета министров АРК, местных госадминистраций и органов местного самоуправления или военных администраций (в случае их образования) принимать решение о введении трудовой повинности и привлечении трудоспособных лиц к выполнению общественно полезных работ, о чем сообщается населению через средства массовой информации.

К общественно полезным работам привлекаются трудоспособные лица, в том числе лица, не подлежащие призыву на военную службу, которые по возрасту и состоянию здоровья не имеют ограничений к работе в условиях военного положения (кроме трудоспособных лиц, привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и забронированные за предприятиями в период военного положения с целью выполнения работ, имеющих оборонительный характер, а также лиц, вовлеченных в осуществление мероприятий национального сопротивления), а именно:

  • зарегистрированные безработные и другие незанятые лица, в том числе внутренне перемещенные;
  • работники функционирующих в условиях военного положения предприятий (по согласованию с их руководителями), которые не привлечены к выполнению мобилизационных задач (заказов) и не зачислены в состав объектовых формирований гражданской защиты - в порядке перевода;
  • лица, занятые в личном крестьянском хозяйстве;
  • студенты высших, учащиеся и слушатели профессионально-технических учебных заведений;
  • лица, обеспечивающие себя работой без помощи других.

С каждым из указанных лиц заключается срочный трудовой договор.

За работниками, привлеченными к выполнению общественно полезных работ, на время выполнения таких работ сохраняется прежнее место работы (должность).

Также был утвержден Перечень общественно полезных работ. Детальнее об этом можно прочитать по ссылке.

Автор: Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Вітюк
    Інна Вітюк
    суддя Хмельницького апеляційного суду
  • Олексій Огурцов
    Олексій Огурцов
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва
  • Андрій Федорчук
    Андрій Федорчук
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва
  • Наталія Шевченко
    Наталія Шевченко
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва