В декабре 2023 года Общество обратилось в суд с иском к Главному управлению Госпродпотребслужбы в Полтавской области (ответчик) о признании противоправными и отмене решения от 16 октября 2023 года о наложении штрафов за нарушение законодательства о рекламе. Общество отрицало, что плакаты и листовки в магазине являются рекламой, а также утверждало о нарушении ответчиком процедуры проведения проверки и уведомления о выявленных нарушениях. Госпродпотребслужба, в свою очередь, настаивала на правомерности наложения штрафов, ссылаясь на выявленные факты поощрения к употреблению алкогольных напитков без надлежащего предупреждения и неуказания необходимой информации об акциях.
Запорожский окружной административный суд решением от 15 мая 2023 года удовлетворил иск. Суд первой инстанции мотивировал свое решение тем, что Госпродпотребслужба не придерживалась требований Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» относительно процедуры проведения проверки. Третий апелляционный административный суд постановлением от 3 октября 2024 года отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об удовлетворении иска, но по другим основаниям. Апелляционный суд пришел к выводу, что Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» не регулирует правоотношения по рекламе алкогольных напитков. В то же время суд апелляционной инстанции признал, что информация, размещенная на витрине и в торговом зале магазина, не является рекламой в соответствии с Законом Украины «О рекламе», а потому истец не может нести ответственность за указанные правонарушения.
Главное управление Госпродпотребслужбы в Полтавской области подало в Верховный Суд кассационную жалобу, в которой просило отменить решения судов предыдущих инстанций и отказать в удовлетворении иска. Ответчик утверждал, что суды неправильно применили, в частности, положения статьи 7 Закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», статей 8, 22 Закона «О рекламе», статьи 5 Закона «О защите прав потребителей», ошибочно не признали размещенную информацию рекламой, а также не учли правовые выводы Верховного Суда.
Что решил Верховный Суд
Верховный Суд постановлением от 7 апреля 2025 года удовлетворил частично кассационную жалобу Госпродпотребслужбы, отменил постановление Третьего апелляционного административного суда, а дело направил в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции разъяснил, что контроль за соблюдением законодательства о рекламе алкогольных напитков не является мерой государственного надзора (контроля) в понимании Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Однако, если орган контроля требует предоставить документы, которые выходят за пределы рекламного материала, такая проверка приобретает признаки меры государственного надзора и должна сопровождаться соблюдением его процедур.
Верховный Суд также акцентировал на различиях между «рекламой» и «информированием» в Законе Украины «О рекламе». Реклама – это информация, имеющая целью сформировать или поддержать осведомленность и интерес потребителей к товару, распространяется за вознаграждение или с целью саморекламы и имеет коммерческий характер. Информирование на месте продажи – это предоставление базовых сведений о товаре (цена, название производителя) в момент покупки, ограниченное конкретной торговой точкой. Разница между рекламой и информированием сводится к тому, что реклама – это активное продвижение с коммерческой или промоционной целью, направленное на широкую аудиторию, тогда как информирование на месте продажи – это предоставление базовых сведений о товаре или производителе в момент покупки (о составе товара, цене, названии производителя), ограниченное конкретной торговой точкой и не связанное с намерением стимулировать интерес или спрос за пределами этого информирования.
В контексте магазина любые промоционные материалы внутри помещения (плакаты, баннеры, экраны и т.п.), которые имеют целью продвижение товара или услуги («акция», «попробуйте», «покупайте», «возьмите», «встречайте», «специальное предложение» и т.п.), подпадают под термин «внутренней рекламы» и общие критерии рекламы. Суд подчеркнул, что Закон Украины «О рекламе» со 2 октября 2023 года запрещает рекламу алкогольных напитков средствами внутренней рекламы, за исключением специальных выставочных мероприятий. Любой призыв в торговом зале, который может стимулировать интерес или спрос к алкогольной продукции, является запрещенным, тогда как нейтральная информация о товаре без рекламных слоганов допускается. Информация в месте продажи алкогольных напитков считается рекламой, если она имеет промоционную направленность и стимулирует интерес к товару, даже если размещена в точке продажи.
Такая информация подлежит оценке по таким критериям:
Правовые выводы Верховного Суда сводятся к тому, что:
Постановление Верховного Суда от 7 апреля 2025 года по делу №280/275/24 (административное производство № К/990/41405/24).
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.