Конституционный Суд Украины является важной институционной гарантией соблюдения Конституции Украины всеми органами публичной власти, обеспечения конституционного порядка, континуитета правовой системы и надлежащего обеспечения прав и основоположных свобод человека. Согласно Конституции и ЗУ «О Конституционном Суде Украины» этот орган решает широкий круг правовых вопросов по обращениям органов власти, частных и юридических лиц. Для начала конституционного производства необходимо обработать представления и обращения и установить их допустимость к рассмотрению соответственно требованиям конституционной юстиции.
Итак, круг субъектов конституционного представления зависит от предмета обращения: а) Президент Украины, 45 народных депутатов, ВСУ, омбудсмен, ВР АР Крым – относительно признания неконституционными актов органов власти; б) Президент и КМУ – относительно соответствия Конституции Украины действующих международных договоров и тех, которые подлежат ратификации парламентом; в) ВР Украины – относительно соблюдения процедуры импичмента Президента Украины; г) любой орган публичной власти – относительно официального толкования Конституции и Законов Украины.
Субъектный состав конституционного обращения является неограниченным, то есть речь идет о любых физических и юридических лицах. Важным также является легитимность субъекта на представление или обращение в КСУ. Так, в одном из постановлений Суд указал на неполный состав субъекта права на конституционное представление — 37 из 45 необходимых народных депутатов — и отказал в конституционном правосудии. В другом постановлении КСУ отметил, что гражданин Украины фактически обратился в Суд по вопросам конституционности акта (Закона Украины ? 2222-IV), ссылаясь на то, что во время его принятия ВР Украины нарушила процедуру рассмотрения и принятия законопроектов. Это дало основания Суду отказать в открытии конституционного производства. Таким образом, во-первых, автором конституционного обращения или представления должен быть субъект, указанный в законе, а во-вторых, он должен обращаться в КСУ по вопросам, отнесенным к его ведению как правомочного субъекта.
Соблюдение процедуры обращения является важным критерием в контексте эффективности конституционного судопроизводства. Прежде всего, конституционное представление по вопросам дачи выводов относительно конституционности актов о назначении выборов, всеукраинского референдума или местного референдума в АР Крым должно быть направлено в Суд не позднее месяца со дня официального объявления даты назначения, отмены или отсрочки в установленном порядке указанных форм непосредственной демократии. Кроме этого, злоупотреблением правом являются неоднократные обращения по одному и тому же вопросу, который уже рассматривался Судом. В этом случае КСУ может применить процессуальную санкцию в виде наложения обязанности на заявителя по уплате госпошлины в размере, предусмотренном законом.
Надлежащая правовая форма и структура конституционных представлений и обращений является очевидным критерием, который определяется на начальной стадии рассмотрения таких актов. Эти акты должны быть в письменной форме направлены в КСУ с указанием соответствующих сведений. В конституционном обращении должны быть указаны данные о заявителе, его юридический адрес, а также сведения о представителе по закону или уполномоченого по доверености. В обращении необходимо указать и наименование и юридический адрес органа власти, правовой акт которого оспаривается, а также полное название, номер, дату принятия и опубликования такого акта. В обращении должно быть приведено правовое обоснование относительно конституционности правового акта или необходимости в официальном толковании (ст. 39 ЗУ «О КСУ). Обращения также должны содержать широкий перечень всех сведений по предмету конституционного спора, включая обоснование позиции, данные относительно других документов и материалов, на которые ссылаются субъекты права на конституционное обращение или представление (копии этих документов и их перечень добавляются). Это делается для того, чтобы Суд лишний раз не обращался с запросом к соответствующим органам или учреждениям для получения дополнительной информации по акту (норме), который является предметом конституционного спора. Конституционные обращения или представления, документы и иные материалы подаются почтовым переводом либо лично в КСУ в трех экземплярах.
Согласно ЗУ «О КСУ» в конституционном представлении должно содержаться соответствующее правовое обоснование утверждений относительно неконституционности правового акта или отдельных его положений (п.4 ч.2 ст.39). При этом Суд обращает внимание на то, что «предположение», «обеспокоенность» следствиями действия оспариваемых актов, формальное представление содержания статей Конституции Украины в качестве аргумента, а также утверждения субъекта права на конституционное представление, которые базируются на предположениях, не могут учитываться в качестве аргумента в понимании ст. 39 Закона и не могут быть правовым обоснованием неконституционности правового акта (определение КСУ от 03.03.2009 г. ? 15-у/2009). Для допустимости рассмотрения конституционного представления субъект должен привести конкретные положения Конституции Украины и оспариваемого акта, которые находятся в разногласии, и обосновать это с помощью аргументов правового характера относительно содержания и сущности нормы.
В конституционных представлениях органов публичной власти относительно официального толкования Конституции Украины и законов Украины по мотивам практической необходимости в выяснении или разъяснении положений Конституции Украины и законов Украины должны быть приведены в качестве аргумента акты органов власти или судебная практика, которые подтверждают коллизионность оспариваемых норм по отношению к Основному Закону.
Что касается конституционного обращения о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины с целью обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица, то в этом случае субъект должен указать на неоднозначность применения положений Конституции Украины или законов Украины судами Украины, другими органами государственной власти. Согласно правовой позиции Суда, неоднозначность — это когда одна и та же норма правового акта применяется органами государственной власти по-разному при одинаковых обстоятельствах (определение КСУ от 16.11.2006 г. ? 13-у/2006). То есть это могут быть судебные решения или же акты органов власти, в которых при одинаковых правовых условиях нормы правового акта применяются по-разному, и это привело или может привести к нарушению конституционных прав и свобод. Для подтверждения достоверности своих доводов заявитель должен добавить к обращению акты органов публичной власти, которые свидетельствуют о фактах неоднозначного применения Конституции и законов Украины.
При этом Суд неоднократно констатировал, что он не выступает суперревизионной инстанцией относительно решений общих судов и не занимается толкованием положений правовых актов, которые утратили свою юридическую силу.
Роман Марчук,
юридический факультет Закарпатского государственного университета