Кабмин взял курс на административные изменения

22:21, 13 декабря 2013
Газета: 49 (217)
В случае одобрения законопроекта №3746 станет значительно проще расторгнуть брак...
Кабмин взял курс на административные изменения
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

 

Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»

Народные депутаты считают необходимым обеспечить нужды потребителей административных услуг, защиту гарантированных и охраняемых законом прав и интересов путем становления, упорядочения и дальнейшего развития системы предоставления административных услуг на четко определенных правовых принципах. С этой целью на прошлой неделе Кабинетом министров в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект №3746 «О внесении изменений в некоторые законы Украины, связанные с деятельностью Министерства юстиции Украины, Государственной архивной службы Украины, Государственной регистрационной службы Украины, в связи с принятием Закона Украины «Об административных услугах».

Напомним, что Закон №5203-VI об админуслугах вступил в силу еще в прошлом году. Тогда, обосновывая необходимость его принятия, его авторы указали в пояснительной записке, что целью данного документа является создание доступных и удобных условий для реализации и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц относительно получения административных услуг, а также предотвращения проявлений коррупции во время их предоставления. Закон №5203-VI действительно позволил установить общие принципы реформирования системы административных услуг, поскольку в нем:

  • определен термин «административная услуга» (ст. 1);
  • установлены основные требования к регулированию предоставления административных услуг (ст. 5);
  • установлены четкие требования к информированию граждан об административных услугах (ст. 6 и 8);
  • установлен прямой запрет требовать для предоставления административной услуги от субъекта обращения документы или информацию, не предусмотренные законом, а также документы или сведения, находящиеся во владении субъекта предоставления административных услуг или во владении государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, местного самоуправления, предприятий, учреждений или организаций, относящихся к сфере их управления (ч. 6 и 7 ст. 9);
  • урегулирован вопрос сроков предоставления административных услуг (ст. 10);
  • предусмотрено, что плата за предоставление государственной услуги (административный сбор) вносится субъектом обращения единовременно за весь комплекс действий и решений субъекта предоставления административных услуг, необходимых для получения государственной услуги (включая стоимость бланков, экспертиз, осуществляемых субъектом предоставления административной услуги, получения выписок из реестров и т. д.) (ч. 5 ст. 11);
  • предусмотрено создание центров предоставления админуслуг (ст. 12);
  • установлен запрет оказания иных платных услуг органами власти (ксерокопирование, консультирование), кроме административных (ч. 7 ст. 11);
  • предусмотрена возможность предоставления админуслуг в электронной форме и доступа субъектов обращения к информации об админуслугах с использованием сети Интернет (ст. 17);
  • предусмотрено утверждение исчерпывающего перечня админуслуг на законодательном уровне.

Немного об изменениях

Однако, невзирая на вышеизложенное, Закон №5203-VI продолжает подвергаться критике. Сегодня, по мнению разработчиков законопроекта №3746, организация процесса предоставления админуслуг с точки зрения удобства для лиц характеризуется многими недостатками объективного и субъективного характера, среди которых следует выделить:

  • неурегулированность на законодательном уровне перечня и требований к документам, необходимым для получения административных услуг;
  • неоднозначность установления их платности или бесплатности;
  • неустановление предельного срока предоставления административных услуг и перечня оснований для отказа в их предоставлении.

Это предопределяет ненадлежащее качество предоставления админуслуг, вымогательство документов, не предусмотренных законодательством (или в форме, не предусмотренной законодательством), безосновательные отказы в предоставлении административных услуг и т. д. Чтобы исправить существующую ситуацию, авторы законопроекта №3746, помимо редакционных правок (таких, как, например, замена слова «обязаны» (мусять – укр.) на слово «должны» (повинні) в ст. 4 Закона Украины №2782-XII «О печатных средствах массовой информации (прессу) в Украине»), предлагают ряд более существенных изменений. Так, в том же Законе №2782-XII предполагается кардинально изменить процедуру государственной регистрации СМИ. Действующую редакцию ст. 11, насчитывающую всего три абзаца, регламентирующих момент издания печатного СМИ, обязательность регистрации и процедуру подачи заявления о регистрации печатного СМИ его учредителем, предполагается значительно расширить. Авторы законопроекта уточняют срок регистрации (30 календарных дней с момента подачи документов), указывают на обязательность выдачи свидетельства о регистрации, оговаривают необходимость внесения сведений о регистрации в Государственный реестр печатных средств массовой информации и информационных агентств как субъектов информационной деятельности, а также подчеркивают, что администратором этого реестра является государственное предприятие, принадлежащие к сфере управления Министерства юстиции Украины. Также изменения вносятся в ст. 12 (заявление о государственной регистрации печатного средства массовой информации), ст. 16 (свидетельство о государственной регистрации печатного средства массовой информации и его дубликат), ст. 17 (плата (административный сбор) и порядок ее взимания) и т. д.

Нотариат. Экспертиза. Творчество

Существенные изменения предлагается внести в ст. 11 Закона №3425-XII «О нотариате». Авторы законопроекта устанавливают 15-дневный срок рассмотрения Минюстом документов относительно выдачи свидетельства, закрепляют перечень документов, подающихся с заявлением о выдаче свидетельства, предоставляют возможность обжаловать в суде приказ Минюста об отказе в выдаче свидетельства.

Ст. 10 Закона №4038-XII «О судебной экспертизе», согласно сравнительной таблице, приложенной к законопроекту, дополняется положениями о необходимости стажировки судебных экспертов, не являющихся сотрудниками специализированных учреждений, о подготовке лиц, желающих получить квалификацию судебного эксперта, а также о том, что судебные эксперты государственных специализированных учреждений не имеют права выполнять функции эксперта, если это не является их служебным заданием.

В ст. 16 этого же Закона предполагается закрепить исчерпывающий перечень документов, которые должны подаваться судебным экспертом вместе с заявлением о прохождении аттестации. Если экспертно-квалификационной комиссией, продолжают авторы законопроекта, во время изучения документов будет установлено, что лицо, которое имеет намерение получить (подтвердить) квалификацию судебного эксперта, не соответствует требованиям, выдвигаемым к этой профессии, или признано в установленном законом порядке недееспособным, или имеет судимость, или представленные им проекты или копии заключений составлены на низком профессиональном уровне, оно не допускается к сдаче квалификационного экзамена. Также в этой статье предлагается закрепить 10-дневный срок, в течение которого в случае принятия экспертно-квалификационной комиссией решения о присвоении (подтверждении) квалификации судебного эксперта министерством или другим центральным органом исполнительной власти, которым создана такая комиссия, лицу выдается соответствующие свидетельство.

Еще одной новеллой, предложенной разработчиками законопроекта, является дополнение норм, регламентирующих государственную регистрацию творческих союзов. Нынешнюю редакцию ст. 10 Закона Украины №554/97-ВР «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах» предполагается расширить за счет законодательного закрепления всех этапов регистрационной процедуры и установления 10-дневного срока для принятия соответствующим органом решения о регистрации или об отказе в таковой.

Новые порядки для партий и браков

Также авторы законопроекта предлагают под новым углом посмотреть на государственную регистрацию торгово-промышленных палат, профсоюзов и даже устава территориальной общины города Киева. А вот для политических партий парламентарии предлагают ввести норму, которая будет регламентировать их (партий) принудительный роспуск. Данную норму предполагается закрепить как ст. 21-1 в Законе Украины №2365-III «О политических партиях в Украине». Согласно этой норме, политическая партия по представлению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной регистрации (легализации) объединений граждан, общественных союзов, других общественных формирований, Генерального прокурора Украины принудительно распускается (ликвидируется) в судебном порядке в случае уменьшения числа членов политической партии до числа, когда она не признается.

Не забыли разработчики законопроекта и о рядовых гражданах. В случае одобрения парламентариями предлагаемого ими документа станет значительно проще расторгнуть брак. Так, в случае, если один из супругов признан пропавшим без вести или недееспособным, государственная регистрация расторжения брака производится отделом государственной регистрации актов гражданского состояния по месту жительства второго из супругов в день подачи письменного заявления при наличии соответствующего решения суда. Если актовая запись о расторгаемом браке составлена другим отделом государственной регистрации актов гражданского состояния, государственная регистрация расторжения брака производится не позднее месячного срока со дня подачи соответствующих документов (ст. 15 Закона Украины №2398-VI «О государственной регистрации актов гражданского состояния»).

Также предполагается упростить государственную регистрацию изменения имени (ст. 16 Закона №2398-VI), процедуру выдачи свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 18 Закона №2398-VI) и регламентировать размер оплаты за указанные услуги. Прейскурант авторы законопроекта разместили в ст. 20 указанного закона. По их представлениям, за государственную регистрацию брака, в т. ч. в торжественной обстановке, расторжение брака, изменение имени и выдачу соответствующих свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также за повторную выдачу таких свидетельств и документов, выдаваемых в связи с изменением и обновлением актовых записей гражданского состояния, выдачу выписок из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан взимать должно не государственный налог, как предписывает действующая редакция статьи, а административный сбор, размер которого предполагается определять законом. А вот государственную регистрацию рождения и смерти и выдачу соответствующих свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния предлагается осуществлять бесплатно. Положения же о перечне платных услуг, утверждаемом Кабмином, и порядке их предоставления, утверждаемом Минюстом, вообще предполагается исключить.

Рost scriptum

По утверждению разработчиков, законопроект соответствует международным договорам Украины и не требует проведения гендерно-правовой экспертизы. Также он был без замечаний согласован с Министерством финансов, Министерством внутренних дел, Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. При его разработке были учтены замечания Министерства социальной политики, Государственной регистрационной службы, Государственной архивной службы, Ассоциации городов Украины и частично – замечания Министерства экономического развития и торговли, Государственной службы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, Государственного комитета телевидения и радиовещания. А вот поддержат ли его парламентарии в сессионном зале, пока неизвестно.


Реформировать сферу оказания административных услуг предлагают авторы следующих законопроектов:

  • №2149 «О внесении изменений в Закон Украины «Об административных услугах» относительно устранения возможностей коррупции при предоставлении административных услуг»;
  • №2569а «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях» относительно усиления ответственности за нарушение порядка применения цен и тарифов на ритуальные услуги;
  • №3476 «О внесении изменений в некоторые законы Украины в информационной и издательской сферах в связи с принятием Закона Украины «Об административных услугах»;
  • №3527 «О внесении изменений в Закон Украины «Об административных услугах» об отсрочке начала функционирования Единого государственного портала»

При этом законопроект №2149 парламентарии настроены направить на доработку, а №3527 – принять за основу. Их позиции изложены в соответствующих проектах постановлений, зарегистрированных в Верховной Раде


Учитывая, что законопроект по своему содержанию касается вопросов реализации и защиты прав и свобод граждан, он нуждался в проведении консультаций с общественностью в порядке, определенном постановлением Кабинета министров Украины №996 от 3.11.2010 «Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики», и был размещен на официальном веб-сайте Минюста для проведения публичного общественного обсуждения


Международный опыт

По мнению экспертов, наиболее эффективной является модель, при которой координация процесса реформирования государственной службы и предоставления государственных услуг осуществляется одним уполномоченным госорганом, наделенным соответствующим статусом.

Например, в США ответственность за выработку конкретных рекомендаций по повышению качества госуслуг была возложена на Межведомственную комиссию по пересмотру деятельности государственных учреждений, созданную 3 марта 1993 г.

В Великобритании были приняты беспрецедентные меры по совершенствованию действующей системы государственного управления. Реформой были охвачены практически все аспекты, так или иначе связанные с административной системой. Учитывая важность и масштабы проводимых работ, было создано отдельное ведомство по реформе государственных услуг (Office of Public Services Reform) при аппарате премьер-министра страны. Глава этого ведомства подчиняется премьер-министру и отчитывается перед ним.

В Малайзии реформами по повышению качества админуслуг занимается отдел административной модернизации и управленческого планирования (MAMPU), образованный в 1977 г. в качестве подразделения канцелярии премьер-министра. Главной задачей MAMPU является проведение административных реформ в государственном секторе с целью повышения качества админуслуг и эффективности деятельности государственной службы.

В современной практике Российской Федерации регламентация исполнения государственных функций и оказания государственных услуг неразрывно связана с административной реформой, в которой создание административных регламентов занимало центральное место. Руководством страны были поставлены четкие задачи: ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование, повысить качество и доступность государственных услуг, а также эффективность деятельности органов власти.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олена Кунець
    Олена Кунець
    суддя Сумського окружного адміністративного суду
  • Юлія Бойченко
    Юлія Бойченко
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду