Национальное антикоррупционное бюро: борьба с коррупцией уже сегодня?

17:14, 19 сентября 2014
Газета: 36 (254)
Законопроект о создании Национального антикоррупционного Бюро был зарегистрирован Президентом как неотложный...
Национальное антикоррупционное бюро: борьба с коррупцией уже сегодня?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»

16 сентября прошло пленарное заседание Верховной Рады, которое по праву можно назвать историческим. Во-первых, именно на этом заседании состоялась долгожданная ратификация Соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Во-вторых, на этом же заседании после нескольких неудачных попыток депутатам все же удалось проголосовать за не менее долгожданный и давно обещанный «люстрационный» Закон «Об очищении власти» (законопроект №4359а) с многочисленными поправками, возможности ознакомиться с которыми нардепы фактически были лишены.

Отметим, что решения ВР в отношении законопроекта №4359а ждала не только вся общественность Украины, но и ее отдельные решительно настроенные представители, принесшие к стенам парламента автомобильные покрышки. Следует предполагать, что возможность дымовой атаки стала не последним аргументом для парламентариев занять свои рабочие места (к чему неоднократно призывал своих коллег спикер ВР) и проголосовать за предстоящую люстрацию.

И, наконец, в-третьих, после принятия столь важных документов, невзирая на все увещевания спикера Александра Турчинова приступить к работе, законодательный потенциал парламентариев иссяк, и не менее долгожданный Закон «О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции» (законопроект №5085) принят не был. Чтобы не утратить столь важный документ, его разработчики предпочли снять законопроект с рассмотрения с тем, чтобы вновь представить его в ВР на следующем пленарном заседании.

Как разъяснил «Судебно-юридической газете» секретарь Комитета ВР по вопросам верховенства права и правосудия, председатель подкомитета по вопросам гражданского, хозяйственного и административного судопроизводства Леонид Емец, в противном случае, т. е. если бы за законопроект не проголосовало достаточное количество депутатов, документ был бы провален. «Снять его с рассмотрения с тем, чтобы представить на следующем пленарном заседании парламента, было единственно правильным выходом, – подчеркнул Л. Емец. – На следующем заседании законопроект будет рассматриваться под тем же номером, однако не исключено, что после первого чтения в него могут быть внесены поправки».

Сплошные противоречия?

Итак, законопроект №5085 продолжает жить. Вопрос в том, надолго ли. Пока разработчики документа борются за его существование, свой вердикт вынесло Главное научно-экспертное управление ВР (далее – ГНЭУ), и вердикт этот оказался неутешительным. «Принимая во внимание содержание и объем замечаний, – говорится в заключении ГНЭУ, – есть основания считать, что законопроект требует существенной концептуальной доработки».

Свою критику эксперты начали с названия документа, которое, по их мнению, не отвечает его смысловому наполнению. Так, документ фактически направлен на урегулирование правового статуса нового органа – Национального антикоррупционного бюро Украины (далее – НБАР), тогда как «иным субъектам» посвящено всего несколько статей. Да и собственно создание НБАР экспертами не приветствуется. Они, принимая во внимание решение Конституционного Суда Украины №2-рп/99 от 2.03.1999, считают, что регулировать общественные отношения целесообразнее посредством новых законодательных норм, а не новых органов.

Настораживает экспертов и стремление законодателя закрепить за НБАР специальный правовой статус, поскольку такой шаг в том виде, в котором он предписывается законопроектом, может привести к несоответствию документа Конституции Украины, а также законам «О Кабинете Министров Украины» и «О центральных органах исполнительной власти». Избежать этого, говорится в заключении, можно только путем внесения изменений в Основной Закон страны. Однако это уже несколько иной коленкор законодательной инициативы.

Удивило экспертов и положение о прокурорах НБАР, в котором разработчики документа, очевидно, подразумевали направление прокуроров в указанное бюро, что является нелогичным. А вот что действительно возмутило авторов заключения, так это заработные платы сотрудников антикоррупционного органа, которые, по замыслу его создателей, должны превышать заработные платы судей. Предполагается, что оклад сотрудника НБАР будет равняться 15 размерам минимальной зарплаты, т. е. 18 тыс. 270 грн. Оклад же директора НБАР законодатель планирует приравнять к 50 размерам минимальной зарплаты – 60 тыс. 900 грн. И это без учета доплат за ранг, выслугу лет, научную степень и доступ к государственной тайне!

Кроме того, разработчики документа закладывают в него еще одну нелогичную норму о двух органах досудебного расследования – Государственном бюро расследований, которому предписывается проводить расследования в отношении чиновников 1–2 категории, и НБАР, который должен будет расследовать правонарушения, совершенные чиновниками более высокого ранга.

Недовольны эксперты и поспешностью, с которой авторы законопроекта намереваются дать жизнь своему детищу. Так, в заключительных положениях документа говорится, что Закон вступает в силу со дня его опубликования, тогда как в Конституции Украины на вступление в силу нового закона отводится 10 дней.

Очевидно, слова Л. Емца о возможных поправках уже в первом чтении окажутся пророческими, но только в том случае, если это первое чтение все же состоится.

Принять нельзя отклонить…

Если же и на следующем пленарном заседании парламентарии не дерзнут проголосовать за законопроект №5085, это вызовет взрыв негодования общественности. Уже перед прошлым заседанием ВР активисты устроили довольно специфическую акцию, в ходе которой был провозглашен лозунг: «Только коррупционер не проголосует за законопроект о создании Антикоррупционного Бюро!»

«Без создания антикоррупционного бюро мы не сможем одолеть коррупцию среди чиновников и политиков, что является главной проблемой в Украине, – утверждают общественные активисты. – Создание такого органа является основой всей антикоррупционной реформы, так как позволит провести беспристрастные расследования коррупционных преступлений политической элиты, включая привлечение к ответственности должностных лиц и конфискацию коррупционно приобретенных состояний. Основание антикоррупционного бюро является одним из главных требований международных структур, таких как ЕС и МВФ, а устранение безнаказанности чиновников при власти и личная ответственность за коррупцию были и остаются одним из ключевых требований Майдана».

Следует отметить, что идее создания антикоррупционного бюро посвящены несколько законодательных инициатив. При этом из всех предложенных законопроектов о подобном органе законопроект №5085 получил наивысшие оценки борцов с коррупцией от общественности. Активисты, рассматривавшие этот документ, утверждают, что одной из функций Бюро станет розыск и возвращение активов коррумпированных чиновников. Также в нем предусмотрено создание внутреннего подразделения, которое будет проверять работников на добросовестность и выяснять, соответствует ли способ их жизнь полученным доходам. Напомним, что данный законопроект был поддержан всеми экспертными сообществами и прошел ряд международных экспертиз, по итогам которых был признан отвечающим мировым стандартам по борьбе с коррупцией.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки