Очередная попытка побороть коррупцию

19:05, 5 декабря 2014
Газета: 47 (265)
Дальнейшая борьба с коррупцией во многом будет завесить от того, как сработается КМУ...
Очередная попытка побороть коррупцию

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Одна из острейших проблем украинского общества за годы проведения социально-экономических реформ в направлении дальнейшей демократизации общественной жизни – это коррупция. В Украине она является одной из проблем, требующей безотлагательного решения, поскольку составляет значительную угрозу для демократии, реализации принципа верховенства права и закона, социального прогресса, национальной безопасности, становления гражданского общества. Поэтому создание действенной системы предотвращения коррупции, разработка и внедрение комплекса организационно-правовых мер для противодействия этому явлению, выявление и преодоление ее социальных предпосылок и последствий должно стать одним из приоритетов государства и его криминологической политики.

Правовое и организационное обеспечение мероприятий по противодействию коррупции является той задачей, от решения которой зависит эффективность всех направлений борьбы с этим явлением. 2 декабря с. г. эксперты и специалисты собрались в очередной раз обсудить антикоррупционную программу в рамках международного круглого стола «Реформирование системы предотвращения коррупции в Украине». В ходе мероприятия на обсуждение было вынесено новое антикоррупционное законодательство Украины.

Напомним, что 14 октября с. г. Верховной Радой был принят пакет законов, включающих Закон «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», «О предотвращении коррупции», «Об основах антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014–2017 годы» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей».

Коррупция как предмет исследования

На сегодняшний день в педагогике и менеджменте неизвестны методы, которые гарантировали бы, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

В ходе своего выступления стратегический советник Консультативной миссии ЕС Мика Аальто также привел в пример позитивный опыт Хорватии, Румынии и Словении. Что же мешает нам, украинцам если не искоренить, то хотя бы значительно ослабить такое зло, как коррупция? Как полагают многие эксперты, да и рядовые граждане, проблема в том, что в сознании людей прочно закрепилась мысль, что «воровать не стыдно». И сегодня чиновник живет, как в том анекдоте: ему предлагают взятку и говорят: «Сумма 10 тыс. небольшая, зато никто знать не будет», на что он отвечает: «Давайте 20 тыс., и пускай все знают».

В ходе дискуссии спикеры отмечали, что общественность играет главную роль в борьбе с коррупцией. В свою очередь, представители общественных организаций, которые проводят мониторинг деятельности сектора здравоохранения, уже не раз заявляли, что крупную коррупцию в этой сфере (например, госзакупки, через которые из бюджета вымываются миллионы) надо рассматривать не как экономические или должностные преступления, а как преступления против личности, более того – как особо тяжкое и преднамеренное убийство. Ведь в результате того, что проводятся незаконные тендеры, закупается недостаточное количество лекарств, необходимых для лечения тяжелых форм заболеваний, и ежедневно умирают сотни украинцев, в т. ч. детей. Безусловно, юридически причинно-следственную связь в таком преступлении доказать трудно, однако она явно должна усматриваться человеческой совестью. И пока этого нет, борьба с коррупцией будет напрасной.

К тому же, европейские эксперты и те же общественные организации не раз отмечали, что самая крупная и разрушительная коррупция кроется в высших эшелонах власти, и ее искоренение там грозит чиновникам уровнем жизни «почти как у всех». Готовы ли они к этому? Как отметил в ходе своего выступления эксперт по антикоррупционным вопросам Руслан Рябошапка, дальнейшая борьба с коррупцией во многом будет завесить от того, как сформируется и в дальнейшем сработается Кабинет министров, поставят ли они себе целью действительно побороть данное зло или только создать видимость борьбы. А простым украинцам остается надеяться на то, что после всех тех событий, которые пережила Украина за последний год, чиновничий аппарат вспомнит о чести и совести.

В двух словах о новом законодательстве

С середины 90-х гг. начался процесс нормативного и организационного оформления мер борьбы с коррупцией в Украине: был принят Закон Украины «О борьбе с коррупцией» от 5 октября 1995 г., в который постоянно вносились изменения и дополнения. Кроме того, был разработан и принят ряд дополнительных законов, указов, других нормативно-правовых актов, концепций, программ, направленных на борьбу с коррупцией, созданы многочисленные государственные органы, непосредственной задачей которых стала борьба с этим негативным явлением.

Но все эти меры не дали ощутимых результатов вследствие стойкой коррупционной установки значительного количества государственных служащих и правовой аномии общества в целом. Борьба с коррупцией больше декларировалась, чем реально велась, и отнюдь не стала одним из национальных приоритетов во внутренней политике. Анализ всех обозначенных выше нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что неэффективность их реализации в правоприменительной практике обусловлена неверно выбранной идеологией борьбы с этим антисоциальным явлением. Фактически была создана и реально действовала замкнутая система борьбы с коррупцией, при которой осуществлялся контроль одних коррупционеров за другими, и «улов» последних был мотивирован или ведомственной конкуренцией, или политическим заказом.

В ходе круглого стола, представляя новый антикоррупционный пакет, спикеры отмечали, что это исторические документы, высоко оцененные не только отечественными экспертами, но и европейскими специалистами. Прежде всего, новым законодательством предусмотрено создание специального государственного правоохранительного органа, задачей которого является противодействие уголовным коррупционным правонарушением, совершенным высшими должностными лицами, которые представляют угрозу национальной безопасности. Кроме того, Закон Украины «О предотвращении коррупции» предусматривает комплексное реформирование системы противодействия коррупции в соответствии с международными стандартами и с учетом успешных практик других государств. В частности, предусматривается создание Национальной комиссии по вопросам предупреждения коррупции. Революционной инновацией должен стать и налаженный механизм выявления физических лиц-конечных выгодополучателей юридических лиц, и свободный доступ к Государственному реестру вещевых прав на недвижимое имущество.


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Александр Данилюк, представитель Президента в Кабинете министров Украины

– Побороть коррупцию без фундаментальных изменений во всех сферах невозможно. Должна быть системная работа, которая позволит снизить ее уровень. Раньше было общественное давление и, соответственно, были какие-то ответные действия со стороны власти: создавались комиссии, комитеты по борьбе с коррупцией. Хотя результаты этой работы иногда были сомнительны. Сейчас мы перешли на новый этап, при котором институционно созданы, как минимум, 2 структуры, которые будут системно вести борьбу со злоупотреблениями со стороны чиновников – Национальное антикоррупционное бюро и Нацагентство по вопросам предотвращения коррупции. Это даст нам возможность ставить определенные задания, например, перед антикоррупционным бюро. Мы все знаем, что коррупции в стране много, но почему-то никто не сидит в тюрьме, с должностей снимаются единицы, да и то безо всяких последствий. И если через год работы данной структуры не будет результата, можно будет соответственно оценить ее эффективность.

Роберт Сиверс, директор департамента антикоррупционной политики Министерства юстиции

– Относительно будущего инструмента, над которым сейчас работает Минюст, и который, на наш взгляд, должен стать важной дополнительной составляющей деятельности Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции – это вопрос проверки на добропорядочность. Мы начали об этом думать на стадии формирования законов и имели возможность ознакомиться с подобной практикой, которая успешно работает в Молдове, собрали все негативные и позитивные моменты. Интерес данной процедуры состоит не в количестве проверок – они проводятся в той же Молдове нечасто, однако секретность таких операций вначале и та публичность, которой подвергается данная проверка после ее окончания, дают хороший результат и в конечном итоге влияют на личность.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Сколько прокуроров было уволено за год
Сегодня день рождения празднуют
  • Александр Стародуб
    Александр Стародуб
    судья Кассационного административного суда Верховного Суда
  • Александр Мельник
    Александр Мельник
    судья Николаевского окружного административного суда
  • Ростислав Козюренко
    Ростислав Козюренко
    судья Франкивского районного суда Львова
  • Елена Лапчевская
    Елена Лапчевская
    судья Апелляционного суда Киева
Новости онлайн