Сможет ли Украина покупать и продавать открыто и прозрачно?

11:56, 28 декабря 2015
Газета: 50 (318)
Из-за коррупции в государственных закупках Украина ежегодно теряет 150 млрд грн или почти 7% ВВП...
Сможет ли Украина покупать и продавать открыто и прозрачно?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Из-за коррупции в государственных закупках Украина ежегодно теряет 150 млрд грн или почти 7% ВВП


Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Тема процедуры госзакупок является одной из самых закрытых и болезненных для властей. Зачастую чиновники поднимают ее в предвыборный период, обещают навести порядок в этой сфере, но быстро забывают о своих обещаниях, так как на практике это оказывается неплохой «кормушкой». Эксперты определили, что из-за коррупции в государственных закупках Украина ежегодно теряет 150 млрд грн или почти 7% валового внутреннего продукта страны. Хотя общественные организации, занимающиеся мониторингом этого процесса, уверены, что и эти огромные цифры существенно занижены. Именно поэтому наведение порядка в государственных закупках – это не вопрос улучшения одной из сфер общественной жизни, а действительно вопрос наполнения бюджета, получения тех средств, которые Украина может мобилизовать внутри страны, а не получать в качестве финансовой помощи от международных организаций. Выход из сложившейся ситуации эксперты видят в совершенствовании существующего закона о госзакупках.

Попытка номер… шесть

Будет несправедливо не отметить, что законодатель многократно делал попытки реформировать процесс государственных закупок. В ВР с завидным постоянством регистрируются законопроекты на эту тему, однако желаемых для общества результатов пока это не принесло. Возможно, потому, считают эксперты, что в данном случае желания общественности и чиновников не совпадают. Эта каверзная ситуация обсуждалась в ходе пресс-брифинга «Коррупция в государственных закупках: кто и почему боится принятия Закона «О публичных закупках», который прошел в Киеве 21.12.2015. В ходе мероприятия, кроме прочего, на обсуждение были вынесены зарегистрированные в ВР 30.11.2015 законопроекты №3559 «О публичных закупках» и 3560 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно публичных закупок)». Можно сказать, впервые данные законодательные инициативы были позитивно приняты представителями общественности.

Об идее проекта

Инициатором данных законопроектов выступает Кабинет министров. Учитывая задачи, поставленные правительственными программами и Соглашением об ассоциации, возникла необходимость в разработке нового закона, регулирующего публичные закупки, отмечают чиновники.

Проектом закона №3559 предлагается регулировать закупки на сумму от 50 тыс. грн до порогов применения процедур закупок, что, по мнению законодателя, будет способствовать прозрачности использования бюджетных средств. Достигнуть желаемого чиновники хотят с помощью современных компьютерных технологий. Именно внедрение системы электронных закупок и электронной системы обжалования повысит уровень конкуренции в сфере государственных закупок и снизит уровень коррупции, считают они. Перевод процедур закупок в электронный формат обеспечит быстрый обмен документами и информацией. Кроме того, система даст возможность раскрыть все предложения участников после завершения аукциона в открытых торгах, что позволит конкурентам видеть предложения друг друга и оценивать справедливость выбора. Даже предусмотрена возможность обжалования, и тоже в электронном варианте.

Кроме того, в рамках законопроекта предусмотрено создание модели электронных закупок с участием государства и частного бизнеса. Так, нормы проекта предлагают осуществлять государственные закупки с применением двух конкурентных процедур регулирования: открытые торги и конкурентный диалог, а также одной неконкурентной – переговорной процедуры закупки. Если законопроект будет принят, открытые торги будут осуществляться с обязательным проведением аукциона по низкой цене и с учетом неценовых критериев. Процедура конкурентного диалога будет применяться в случае, если заказчик не может определить необходимые технические и качественные характеристики товаров и работ или определить вид услуг – тогда он сможет задать интересующие его вопросы. «Законопроект №3559 – это финальная точка длинного и сложного этапа реформы госзакупок», – отметил в ходе выступления на брифинге глава департамента госзакупок Министерства экономического развития и торговли Александр Стародубцев.

Пилотный проект на практике

В ходе мероприятия участники еще раз напомнили, что сегодня продолжается опытная (пилотная) эксплуатация системы электронных закупок ProZorro (prozorro.org), созданной и запущенной энтузиастами еще весной этого года. Специалисты отметили, что за первые месяцы работы системы экономия составила, по приблизительным подсчетам, 25 млн грн. Основные цели проекта – искоренение коррупции, достижение максимальной прозрачности и конкурентности в осуществлении государственных закупок путем внедрения системы электронных закупок. А эффективная реализация проекта, по прогнозам экспертов, должна вернуть доверие бизнеса к государству и стимулировать его участвовать в государственных закупках на конкурсной основе. Предполагается, что полная открытость и прозрачность должна существенно снизить коррупционную составляющую. Также стало известно, что уже сегодня желающих подключиться к системе больше, чем команда физически может обучить. Это предприятия и Министерства инфраструктуры, и КМДА, и МинАПК, Минэкологии и мн. др.

Конечно, есть и противники системы. Вероятно, таких даже больше. Ведь раньше допороговые закупки (т. е. до 100 тыс. грн) распределялись между «своими» поставщиками, а система ProZorro вносит конкуренцию и полностью меняет правила игры. «Наша организация занимается общественным мониторингом и анализом государственных закупок как одной из наиболее коррумпированных сфер. Конечно, ни один закон не может быть панацеей от коррупции, однако электронная система государственных закупок выводит на новый уровень возможности для анализа закупок и выявления коррупционных схем. Ранее систематизированные и обобщенные сведения о государственных закупках в режиме реального времени было просто невозможно собрать. Система ProZorro может дать новые инструменты для мониторинга и сделать публичными те вещи, которые раньше тщательно скрывались», – прокомментировала член правления Центра противодействия коррупции Елена Щербань.

Подтверждает ее слова и мировая практика. Мир постепенно переходит на электронные системы закупок как в частном, так и в государственном секторе. Отказ от бумаги позволяет не только упростить и ускорить процесс, но и существенно увеличивает прозрачность и конкурентность закупок, помогает побороть огромную коррупцию в этой сфере. Большинство стран, внедривших электронные системы закупок, отчитываются о существенной экономии средств, которая иногда достигает 25%.

Однако, изучая мнения практиков, которые уже успели столкнуться с пилотным проектом в действии, отметим, что они отмечают и ряд минусов системы. В частности, многих напрягает та ситуация, что система работает практически неофициально, т. е. на законодательном уровне никак не урегулирована, поэтому непонятен ее статус: обязательная она, принудительная или добровольно-принудительная? Также специалисты отметили, что пока система работает в рамках так называемых допороговых закупок, а многим было проще их делать, не соблюдая каких-то специальных процедур. По мнению практиков, не преступавших закон, предлагаемая система усложнит процесс. Хотя возможно, что она принесет пользу, если будет в дальнейшем распространятся и на крупные закупки. Станет ли она ожидаемым барьером в борьбе с коррупцией, покажет массовая практика.

И все же, обсуждая новшество, не стоит сбрасывать со счетов особенности национального внедрения реформ – украинские чиновники с завидной находчивостью изобретают «противоядия» ко всем антикоррупционным программам. Показательным примером может стать внедренная не так давно система электронных торгов арестованным имуществом, широко анонсированная Минюстом, на основе которой уже сегодня образовалось множество коррупционных схем.


КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ

Александр Стародубцев, глава департамента госзакупок Министерства экономического развития и торговли

– Реформировать систему только путем косметических изменений в действующее законодательство невозможно. Необходимо было разработать новый базовый закон, который был бы построен на другой философии – прозрачности, легком и равном доступе к тендерам. Именно таким документом и является законопроект №3559 «О публичных закупках». Это опыт, который мы получили с помощью пилотного проекта, но в структурированном, взвешенном виде. Документ подробно прописывает правила и процедуры работы в этой системе, и в нем учтены все наработки и отзывы, полученные в ходе работы системы ProZorro. Мы собрали замечания от общественных активистов, экспертов, в т. ч. зарубежных, и тщательно проработали каждый из них, чтобы получить действительно зрелый документ. После принятия Закона «О публичных закупках» на его основе будут разработаны подзаконные акты, постановления и распоряжения Кабмина, регламентирующие, например, требования к площадкам и участникам торгов, детализирующие процедуры и т. д. Этот закон поможет бизнесу, который хочет работать открыто, по-европейски, а также заказчикам, которые хотят сэкономить государственные средства и получить услуги и товары лучшего качества. Это может мешать только коррупционерам.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Павло Григорович
    Павло Григорович
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва