Нацкомиссия по коммунальным услугам вне закона?

13:55, 22 июня 2016
Уже с июля 2016 года украинцев ждет еще одно коммунальное «улучшение»: тарифы на тепловую энергию и услуги центрального отопления возрастут почти вдвое.
Нацкомиссия по коммунальным услугам вне закона?

Анна Шульгина,

«Судебно-юридическая газета»

 

Уже с июля 2016 года украинцев ждет еще одно коммунальное «улучшение»: тарифы на тепловую энергию и услуги центрального отопления возрастут почти вдвое. Такое решение было принято на заседании Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭК).

А пока эта комиссия принимает такие решения, Верховный Суд Украины поддает сомнению саму ее легитимность.

Так, Верховный Суд Украины направил в Конституционный Суд Украины конституционное представление, в котором, среди прочего, просит проверить на соответствие Конституции Указа Президента №715/2014 от 10 сентября 2014 года «Об утверждении Положения о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг» положением ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 106 и пунктов 3, 9, 9-1 и 9-2 ч. 1 ст. 116 Конституции Украины.

Не успели украинцы выдохнуть после тяжелого зимнего бремени по оплате за тепло, как на их плечи ложится новая ноша. Уже сегодня большинство откладывают не на летний отдых, а на оплату коммунальных тарифов в новом отопительном сезоне. А тарифы продолжают расти с такой скоростью, что к концу года населению просто не хватит денег, чтобы расплатиться по коммунальным платежам.

Без сомнения, эффективное государственное регулирование в энергетике и в сфере коммунальных услуг является предпосылкой обеспечения национальной безопасности Украины. Сегодня чиновники постоянно говорят, что для привлечения инвестиций и успешной трансформации украинской энергетики и рынка коммунальных услуг необходима комплексная стратегия, включающая эксплуатацию внутренних энергетических ресурсов, модернизацию инфраструктуры, расширение подходов к повышению уровня энергоэффективности, содействие рыночным реформам и качественному управлению. Последнее предполагает справедливые административные процедуры, прозрачное использование бюджетных средств, эффективную конкуренцию, а также меры против коррупции и конфликта интересов.

Напомним, указами президента Украины от 27 августа 2014 года были ликвидированы Национальная комиссия по осуществлению государственного регулирования в сфере энергетики и Национальная комиссия по осуществлению государственного регулирования в сфере коммунальных услуг. Взамен была создана Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг. Именно она, как предполагалось, и должна была защищать интересы украинцев. Однако, как показала практика, пока сей орган заполитизирован и защищает интересы отнюдь не простых украинских граждан. Сами же граждане, измученные постоянной борьбой за выживание, плохо понимают, зачем за свои налоги содержат такую комиссию, а многие даже не знают о ее существовании.  

Между тем, законопроект №2966-д от 19 февраля 2016 года «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг» ожидает второго чтения, и именно тот факт, что закон не принят, а вышеозначенная комиссия не имеет нужного инструмента, дает возможность чиновникам снять с себя груз вины и бремя объяснений. Не факт, что в случае принятия вышеозначенного законопроекта мы избежали бы значительного повышения тарифов на газ, электро- и теплоэнергию, услуги по поставке и отводу горячей и холодной воды. Сегодня хоть и заявляется, что законопроект создает именно независимый регулятор, но практика показывает иное, и вопрос, касающийся деятельности данного органа, имеет под собой хорошо просматриваемый политический фундамент.

В свою очередь, судьи Верховного Суда Украины, аргументируя свое представление, отметили, что в Конституции не закреплены полномочия президента Украины по созданию государственных коллегиальных органов, осуществляющих государственное регулирование в сферах электроэнергетики и коммунальных услуг, утверждению положений об этих органах и назначению их руководителей. Кроме этого, как напоминают представители Фемиды, Конституция не содержит положений об образовании и функционировании государственных коллегиальных органов. «Президент Украины может создавать в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, для осуществления своих полномочий только консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы (п. 28 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины)», — отмечается в представлении Верховного Суда.

Подробнее об этом читайте в статье «Арбитр для рынка коммунальных услуг».

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали Общественный совет международных экспертов для Антикоррупционного суда
Сегодня день рождения празднуют
  • Михаил Макарчук
    Михаил Макарчук
    член Высшей квалификационной комиссии судей Украины
  • Елена Петренко
    Елена Петренко
    судья Кировоградского окружного административного суда
  • Юлия Филонова
    Юлия Филонова
    судья Апелляционного суда Сумской области