Оперативно-розыскная деятельность под жестким контролем

12:00, 29 июня 2016
3 июня 2016 года представители разных депутатских фракций зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №4778, которым предлагается изложить в новой редакции Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Как поясняют инициаторы проекта, поднимается вопрос о том, что действующий закон об ОРД морально устарел.
Оперативно-розыскная деятельность под жестким контролем

Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»

 

3 июня 2016 года представители разных депутатских фракций — Андрей Кожемякин, Николай Паламарчук, Виктор Король, Виктор Развадовский, Юрий Мирошниченко, Артур Палатный и Владислав Бухарев — зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №4778, которым предлагается изложить в новой редакции Закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Как поясняют инициаторы проекта, поднимается вопрос о том, что действующий закон об ОРД морально устарел.

Другой немаловажной причиной принятия нового закона депутаты называют несогласованность законодательства, которое регулирует оперативную и процессуальную деятельность, учитывая принятие нового УПК.

Из-за законодательной неурегулированности согласование и санкционирование оперативно-следственных мероприятий и негласных следственных действий требует длительного времени, что негативно влияет на их результативность и эффективность.

Еще большую актуальность упомянутые вопросы приобрели со вступлением в силу Законов «О Национальной полиции», «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» и «О Государственном бюро расследований».

При этом действующий закон об ОРД не отвечает в полной мере требованиям практики Европейского суда по правам человека.

В итоге инициаторы считают внесение изменений в этот закон нецелесообразным и предлагают вместо этого принять новый нормативный акт.

Немаловажно, что в законопроекте регулируется вопрос контроля оперативно-розыскной деятельности, включая парламентский, судебный и общественный. Также отдельно выделен прокурорский надзор за соблюдением законности во время осуществления ОРД; определены субъекты такого надзора, его предмет и пределы компетенции прокуроров в данной сфере. В отличие от прокурорского, другие варианты контроля в действующем Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» не отражены.

Раздел 6 проекта №4778 предполагает государственный ведомственный и вневедомственный контроль. В первом случае речь идет о контроле над подразделениями со стороны их «главных» структур, а во втором — со стороны президента Украины, ВР, Кабмина и судов (в пределах их компетенции). Парламентский контроль, согласно нормам законопроекта, должен быть реализован через отчеты перед соответствующим Комитетом ВР, которые представляют Генеральный прокурор и руководители соответствующих правоохранительных органов. Судебный контроль функционирует как через реализацию права на судебное рассмотрение и оспаривание незаконных действий и решений, так и в процессе проверки судом соблюдения законности при принятии решений о назначении следственных действий.

Общественный контроль законопроект предлагает реализовать через ежегодную отчетность руководителя территориального органа, к которому принадлежит подразделение, осуществляющее ОРД. Такие отчеты должны публиковаться на официальных веб-порталах. Кроме этого, представители общественности могут быть привлечены к общему рассмотрению жалоб на действия или бездействие работников оперативных подразделений и к проверке информации о несоответствующем исполнении возложенных на них обязанностей. Такого механизма в действующем законе нет, и о его эффективности можно будет судить только после того, как проект будет реализован в виде действующего нормативного документа.

Помимо этого, законом в редакции проекта №4778 регулируются вопросы осуществления негласных следственных действий и ОРД во время уголовного производства оперативными подразделениями, оперативно-розыскного сопровождения уголовного производства, использования материалов, полученных в результате таких мероприятий.

Как видим, проект нового закона об ОРД достаточно детализирован и включает многие механизмы, которые действующему нормативному акту в этой сфере не присущи. 

Подробнее об этом читайте в статье «Оперативно-розыскная деятельность: новые реалии требуют нового закона».

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Зарплати суддів: що мав на увазі КСУ, визнавши окремі норми неконституційними
Сегодня день рождения празднуют
  • Николай Сенько
    Николай Сенько
    судья Святошинского районного суда Киева