Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
О реформе органов исполнительной службы в юридических кругах говорят давно.
В украинском законодательстве исполнение решения суда — это отдельный процесс, и, к сожалению, в силу многих объективных и субъективных обстоятельств он становится делом нелегким и даже мучительным. Сегодня лишь немногие страны мира могут похвастаться таким уважением к закону, при котором наличие судебного решения дает возможность истцу ничего более не предпринимать, а лишь ожидать торжества справедливости. Украина далеко не в числе таких государств.
Каждый знает, что вступивший в законную силу судебный акт является обязательным для всех граждан, предприятий, органов власти и подлежит обязательному исполнению, но в силу несовершенства законодательства и системы в целом добровольно решения суда, как правило, не выполняются. Такое положение, как известно, сводит к нулю всю проделанную следственно-судебную работу и существенно понижает авторитет судебной системы.
Истец, не получив конкретного результата, склонен обвинять судебную систему, поскольку рассуждает так: судья, вынесший решение, некоторым образом должен довести работу до конца и повлиять на исполнение своего решения. К слову, ранее, еще при советской системе, именно так и было — контроль за выполнением решений возлагался на суды.
Сегодня, когда вопрос исполнения судебных решений стоит очень остро, законодатель ищет возможность, чтобы прийти на помощь судьям и исполнителям и добиться конкретных результатов. Так, 5 октября вступает в силу Закон Украины «Об исполнительном производстве» в новой редакции.
Подробнее о том, как изменится система исполнения судебных решений, читайте в статье «Исполнение «на автомате»».