Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
На сайте Совета по вопросам судебной реформы на сегодняшний день обнародованы только проекты изменений в Хозяйственный и Гражданский процессуальные кодексы.
Что касается проекта изменений в Кодекс административного судопроизводства Украины, то его пока нет.
Еще в конце апреля замглавы Администрации Президента Алексей Филатов заявлял, что изменения в КАСУ наработаны, однако еще не обсуждались. «На подходе, хотя пока не рассматриваются. Однако, изменения в Кодекс административного судопроизводства будут в ближайшее время», — сказал он.
Напомним, одной из основных идей внесения изменений в процессуальное законодательство была гармонизация и унификация норм процессуального права в гражданском, хозяйственном и административном процессах, а также гармонизация этих норм со стандартами стран-членов ЕС. Собственно, эта информация до сих пор размещена на сайте Совета. Однако, большинство судей административных судов против такой идеи, поскольку считают, что суть КАСУ состоит в защите прав человека от произвола субъектов властных полномочий, поэтому унифицировать его с гражданским и хозяйственным кодексами нельзя.
«Особый порядок рассмотрения административных споров нужен не потому, что другой стороной выступает «привилегированный» субъект права — должностное лицо, — а потому, что действия этого лица, которые нарушают права гражданина, содержат своеобразные элементы, которые не охватываются ни гражданской, ни уголовной юрисдикцией. Специфика административных дел такова, что их рассмотрение требует особых организационных форм и специальной судейской квалификации, поскольку решение административных дел требует, кроме совершенного знания законодательства, прежде всего, административного, еще и знания государственного управления и других сфер деятельности», — отмечал по данному поводу председатель Высшего административного суда Украины Александр Нечитайло.
По словам его заместителя Михаила Смоковича, судьям все-таки удалось отстоять свою позицию в данном вопросе. «На одной из рабочих групп Совета по вопросам судебной реформы нам удалось отстоять КАСУ; убедить Совет, что он не может быть унифицирован с ГПК и ХПК, потому что административное судопроизводство — это отдельный вид судопроизводства. А чтобы унифицировать остальные два кодекса, по моему мнению, необходимо ХПК отменить, а в ГПК внести изменения: зафиксировать, что споры, где сторонами выступают юридические лица, рассматриваются хозяйственными судами, а где физические лица — гражданскими», — сказал он.
Интересная ситуация сложилась и с самим процессом наработки предложений по внесению изменений в КАСУ. «Еще в марте 2016 года судьями Окружного административного суда города Киева совместно с широким адвокатским сообществом столицы, в рамках созданной рабочей группы, были разработаны и предоставлены предложения к КАСУ. Мы провели широкие консультации, к участию в которых могли присоединиться любые лица, имеющие отношение к административной юстиции. Нами принимались к рассмотрению все наработки и предложения. Конечно, в марте мы еще не видели окончательной модели судоустройства, поскольку тогда еще шли дискуссии о конечной редакции изменений в Конституцию в части правосудия, поэтому наши предложения касались именно широкого спектра дискуссионных вопросов процесса. Мы пытались сместить процессуальные акценты от судей и расширить права граждан, которые обращаются в суд за защитой; обеспечить гарантии исполнения решений суда; уменьшить случаи и условия, при которых судей обвиняли бы в ангажированности. Могу констатировать, что разработанные и предложенные нами изменения имели достаточно много интересных практических моделей рассмотрения определенных процессуальных вопросов», — отметил судья Окружного административного суда города Киева Богдан Санин.
Т.е. судьи в течение уже достаточно длительного времени в рамках рабочих групп активно нарабатывают предложения по внесению изменений в КАСУ. «На нынешнем этапе мы сами работаем над внесением изменений в КАСУ и контактируем по этому поводу с рабочей группой при Совете по вопросам судебной реформы. Основное наше задание — сохранить те позитивные европейские нормы, которые нашли свое отображение в административном судопроизводстве», — отметил Михаил Смокович.
Если проанализировать изменения, которые предлагают судьи, то их действительно очень много. Кому как не судьям в процессе осуществления своей профессиональной деятельности видно, какие есть недоработки и пробелы в законодательстве? Однако, будет ли учтено мнение судейского сообщества, снова остается под вопросом.
Читайте также о том, какие изменения ожидают административные суды со вступлением в силу нового Закона «О судоустройстве и статусе судей» и как обстоят дела с внесением изменений в КАСУ, в статье «Административная юстиция: между строк».