Правительство предлагает максимально упростить регуляторную среду, отменив большинство устаревших регуляторных документов. Об этом заявил первый заместитель Министра экономики Украины Денис Кудин в ходе дискуссии «Как должна работать дерегуляция во время войны», организованной Центром экономических стратегий, сообщает пресс-служба Минэкономики.
По словам Дениса Кудина, во время войны государство должно найти компенсаторные механизмы, чтобы уравновесить военный риск, в том числе снижать административное и налоговое давление на бизнес, а также вводить страхование военных рисков. Иначе экономика не досчитается тысяч предприятий в результате сворачивания деловой активности.
«Сегодня Украина является частью глобальной мировой экономики. И каждый предприниматель считает размер риска и вкладывает его в ожидаемый уровень дохода. Если мы не найдем пути обеспечить предпринимателям ожидаемый уровень доходности, планы быстрого обновления могут так и остаться планами», - рассказал Денис Кудин.
По его словам, в условиях, когда в стране идет война, риск ведения предпринимательской деятельности растет. Клиентов становится меньше, операционные расходы растут. Весь риск компенсируется одним показателем – дополнительной доходностью, которую предприниматель ожидает получить. Если эти факторы совпадают, предприниматель продолжает вести предпринимательскую деятельность.
«В свою очередь у государства есть несколько инструментов для снижения военных рисков. Один из них – это понижение административных расходов. Второй – переосмысливать систему государственных расходов, а значит и налогов. Поскольку уменьшение доли, которую государство забирает у предпринимателя, снижает уровень необходимого дохода предпринимателя. Третья составляющая – страхование военных рисков. И Министерство экономики Украины сейчас готовит проекты решений по всем трем направлениям», – заявил Денис Кудин.
В августе Правительство представило на рассмотрение парламента законопроект 8058 «Об ускоренном пересмотре инструментов государственного регулирования хозяйственной деятельности». В народе его прозвали «регуляторная гильотина».
«Суть этого законопроекта очень проста – мы предложили установить двойное требование к силе лицензий, разрешениям, согласованиям и другим разрешительным документам. Они должны быть предусмотрены законом и закреплены в исключительном Постановлении Кабинета Министров Украины, которое будет содержать их перечень. Сегодня в Украине действует более полутора тысяч разных разрешительных документов. Чем выше размер регулирования – тем ниже уровень экономической свободы и деловой активности. Мы знаем, что большинство из этих разрешений не выполняют свою основную функцию – они не защищают общество от злоупотреблений, на которые может пойти бизнес. Причины просты – несовершенное администрирование и высокий уровень коррумпированности контролирующих органов. То есть, каждый из таких разрешений является своеобразным шлагбаумом на пути бизнеса. И чем больше мы их уберем, тем быстрее будет расти экономика», – подчеркивает Денис Кудин.
По его словам, эта регуляторная среда формировалась 30 лет. И за это время Украина не разграничивала меры контроля на два уровня – внутренний (корпоративный) и внешний (со стороны государства). Кудин отмечает, что несколько лет назад был принят закон, предусматривающий, что в государстве должны были остаться 5 видов регуляторных документов из 15-ти. Министерства и ведомства должны сами подать законопроекты и сократить эту разрешительную систему. Но этого не случилось.
«Из этого мы делаем вывод, что добровольно дерегуляцию снизу провести невозможно. Поэтому ее нужно проводить организованно сверху. Такие изменения мы и предложили – до 31 декабря должны создать Комиссию по ускоренному пересмотру инструментов государственного регулирования хозяйственной деятельности. В ее состав войдут Первый вице-премьер-министр – Министр экономики Украины, представители Минфина, Минюста, Государственной регуляторной службы, Минрегионов и Минцифры – все они должны сесть и пересмотреть 100% разрешительных документов. Все разрешения будут разделены на три группы: те, что продолжают действовать; те, которые должны быть отменены; и те, которые нужно трансформировать. На 31 декабря будет сформирован список тех, которые остаются. А все, что не войдет в постановление КМУ, с 1 января должно быть прекращено», – заверил Денис Кудин.
Параллельно с этим Кабмин утвердит график цифровизации этих разрешений. Ключевая конечная цель – максимально быстрые темпы экономического роста.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.