Коррупционные риски при ограничении обращения лекарственных средств в условиях военного состояния: анализ НАПК

13:30, 19 ноября 2022
НАПК проанализировало эти изменения в Закон и подготовило отдельное исследование «Коррупционные риски при ограничении обращения лекарственных средств в условиях военного состояния», где определило ряд коррупционных рисков.
Коррупционные риски при ограничении обращения лекарственных средств в условиях военного состояния: анализ НАПК
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

22 мая 2022 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О лекарственных средствах» по ограничению обращения лекарственных средств, производство которых расположено на территории российской федерации или республики беларусь, а также по вывозу лекарственных средств из Украины». Его цель – ограничить обращение в Украине лекарственных средств, производство которых хотя бы частично расположено в рф или беларуси, чтобы в мире также отказались от этих поставок. Об этом сообщает пресс-служба НАПК.

В НАПК утверждают, что Закон содержал туманные причины для ограничения обращения лекарств. В результате под лозунгом борьбы с лекарствами, произведенными в России, теперь могут запретить европейские препараты, которые обеспечивают более половины украинского рынка критически важных для здоровья лекарственных средств.

Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) проанализировало эти изменения в Закон и подготовило отдельное исследование «Коррупционные риски при ограничении обращения лекарственных средств в условиях военного состояния», где определило ряд коррупционных рисков, которые могут привести к катастрофическим последствиям, если ситуацию не изменить.

Какие коррупционные риски нашло НАПК?

  • Лоббирование интересов определенных фирм из-за наличия конфликта интересов у членов Комиссии Министерства здравоохранения Украины (МОЗ).
  • Необоснованный подход к выбору фармацевтических компаний для прекращения их лекарственных средств.
  • Манипулирование критериями, чтобы остановить регистрационное удостоверение лекарственного средства и устранить фармацевтические компании с рынка.
  • Фальсификация данных о готовности обеспечить потребности страны в лекарстве.
  • Отсутствие определенной процедуры возобновления регистрационного удостоверения как возможности коррупционных злоупотреблений.
  • Закрытость процедуры прекращения обращения лекарственного средства.
  • Непрозрачность привлечения профессиональных ассоциаций, учреждений и организаций в членство в Комиссии.

«Рассмотрим ситуацию на примере коррумпированного должностного лица, который может использовать эти риски для наживы. Должностное лицо А получает деньги за лоббирование фармкомпании Б. Привлекает к комиссии Минздрава, которая определяет, кому аннулировать регистрационное удостоверение лекарственного средства, представителя той или иной фирмы как члена какой-либо ассоциации (чтобы увеличить влияние при принятии решения в пользу этой фирмы).

Кроме того, фармкомпания может просто предложить чиновнику перечень лекарств, лицензии на которые нужно аннулировать. Без четких критериев и открытости процедуры, по которым те или иные компании могут лишить лицензии, это можно сделать практически со всеми производителями в пользу украинских фармбизнесов», — указали в НАПК.

Какие последствия ожидают украинцев, если эти риски не устранить?

Выход иностранных фармацевтических производителей из рыночного сегмента Украины будет иметь ряд негативных последствий. В частности:

  • больные могут не получить жизненно необходимые лекарства: кроме коррупционных и экономических рисков, соответствующие изменения к нормативно-правовым актам могут повлечь затруднение доступа украинцев к лечению, а также полное отсутствие жизненно необходимых лекарств;
  • потери бюджетных средств при закупке лекарств: нехватка конкуренции при проведении публичных закупок приведет к искривлению цены и, соответственно, к необоснованным расходам бюджета;
  • качество лекарства может ухудшиться: ряд лекарственных средств имеют небольшое количество аналогов, поэтому выход европейских фармакологических компаний с рынка приведет к отсутствию конкуренции;
  • уменьшится поступление в бюджет Украины: крупные транснациональные компании сократят ресурсы в Украине;
  • люди потеряют работу: международные фармацевтические компании-гиганты имеют большие команды в Украине, ограничение в обращении лекарства повлияет на персонал, большинство которого потеряет работу во время войны;
  • лекарства станут более дорогими: отсутствие конкурентов непременно приведет к неконтролируемому росту цен на фарматовары в точках розничной торговли;
  • пострадает инвестиционная репутация Украины: из-за «ручных» выборочных ограничений на Украину будут ждать репутационные потери как надежного партнера. Следствием будет нехватка инвестиций, в том числе в систему здравоохранения населения.

Что рекомендует НАПК?

НАПК предлагает разработать и внести изменения в Закон Украины «О лекарственных средствах», чтобы конкретизировать основания для отмены государственной регистрации лекарственного средства из-за их производства на территории рф и республики беларусь. Кроме того, останавливать регистрацию нужно только после установления фактов, подпадающих под конкретный перечень оснований, которые необходимо разработать.

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Ответственности за нарушение правил военного учета не избежать – эфир на Право ТВ
Telegram канал Sud.ua
Ответственности за нарушение правил военного учета не избежать – эфир на Право ТВ
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олег Руденко
    Олег Руденко
    суддя Господарського суду Тернопільської області
  • Андрій Потапенко
    Андрій Потапенко
    член Ради суддів Украіїни, суддя Ржищевського міського суду Київської області
  • Олена Ізовітова-Вакім
    Олена Ізовітова-Вакім
    суддя Харківського окружного адміністративного суду
  • Наталія Лісовська
    Наталія Лісовська
    суддя Миколаївського окружного адміністративного суду