Министерство образования и науки Украины объявило о начале общественного обсуждения проекта обновленного Государственного стандарта начального образования.
Зачем обновлять Государственный стандарт начального образования?
Действующий стандарт был утвержден в 2018 году. Согласно законодательству, государственные стандарты подлежат пересмотру не реже чем раз в 8–10 лет. Обновление — это плановый процесс, который позволяет уточнить содержание образования в соответствии с современными подходами и обеспечить согласованность между всеми уровнями общего среднего образования.
В то же время за последние годы система начального образования столкнулась с серьезными вызовами: полномасштабная война, длительные периоды дистанционного обучения, изменение условий работы педагогов, а также новые потребности учеников. Все это стало основанием для более глубокого переосмысления подходов.
Над проектом обновленного стандарта работала рабочая группа, в которую вошли практикующие учителя и учительницы, эксперты и экспертки по вопросам оценки, инклюзии, содержания образования и педагогического проектирования. Их наработки учитывают опыт внедрения НУШ и обеспечивают логическую согласованность со стандартами базового среднего образования (2020) и профильного среднего образования (2024).
Что предусматривает обновленный стандарт?
Обновленный стандарт вводит ряд структурно важных элементов, отсутствовавших в предыдущей редакции Государственного стандарта начального образования:
1. Впервые определен компетентностный потенциал каждой образовательной области.
В документе четко указано, какие именно компетентности должна сформировать начальная школа в рамках каждой из девяти образовательных областей — языково-литературной, математической, естественнонаучной, технологической, информатической, социальной и здоровьесберегающей, гражданской и исторической, художественной, а также области «Физическая культура». Это поможет педагогам лучше подбирать учебный материал и формулировать цели взаимодействия с учениками.
2. Упорядочены требования к результатам обучения и введены ориентиры для оценивания.
Каждая область получила детализированные ориентиры для оценивания, что позволяет прозрачно планировать образовательный процесс, своевременно выявлять трудности и поддерживать развитие каждого ребенка. Это решение усиливает связь между обучением, оцениванием и результатами.
3. Учтено языково-культурное разнообразие и потребности детей с ООП (особенными образовательными потребностями).
В стандарте появились отдельные требования к результатам обучения для детей, получающих образование на украинском жестовом или иностранном жестовом языке, а также для тех, кто учится на языках национальных общин. Это важный шаг к реализации инклюзивного образования.
4. Обеспечена связь между всеми уровнями образования.
Обновленный стандарт логически согласован со стандартами базового среднего образования (2020) и профильного среднего образования (2024). Благодаря этому содержание образования в 1–4 классах рассматривается не отдельно, а как часть целостной образовательной траектории ребенка на протяжении всей школы.
5. Стандарт опирается на уже существующую практику.
Для учителей не предусмотрены радикальные изменения в подходах к обучению. Напротив — обновление систематизирует и уточняет то, что уже используется в школах. На основе обновленного стандарта будет создана типовая образовательная программа и новые модельные учебные программы.
«Общественное обсуждение продлится до 28 августа 2025 года. Предложения, замечания и комментарии можно отправить:
— через платформу eDEM;
— или на электронные адреса: [email protected], [email protected].
После завершения обсуждения и обработки предложений документ будет подан на утверждение Кабинету Министров Украины», — заявили в МОН.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.