Депутаты хотят решить социальные проблемы за чужой счет

11:41, 20 июля 2012
Населению с низким уровнем жизни надеются помочь за счет привлечения предпринимателей. В Верховной Раде находится на рассмотрении законопроект, который призван инициировать создание предприятий нового типа – социального.
Депутаты хотят решить социальные проблемы за чужой счет
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В Верховной Раде находится на рассмотрении новый законопроект, который призван инициировать создание в Украине предприятий нового типа – социального. Согласно документу, главной отличительной чертой так называемых социальных предприятий будет трудоустройство работников из числа социально уязвимых категорий населения, а также предоставление социальных услуг по себестоимости или даже ниже себестоимости. Таким образом, авторы документа надеются помочь населению с низким уровнем жизни за счет привлечения предпринимателей. Однако из законопроекта остается до конца неясным, какой бизнесу будет прок от создания социальных предприятий.

Бизнесу вновь предлагают новую форму жизнедеятельности

Законопроект „О социальных предприятиях” (№10610) был зарегистрирован в парламенте 14 июня. Его автор Александр Фельдман, избранный в Верховную Раду от БЮТ и состоящий на сегодняшний день во фракции Партии регионов, отметил в пояснительной записке, что в условиях нынешней экономической нестабильности и необходимости преодолевать последствия кризиса уязвимые слои населения особенно нуждаются в помощи. Это пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи с крайне низкими доходами, то есть, выражаясь простым языком, это бедные люди. Государство, по его мнению, использует далеко не весь арсенал методов, которые могут улучшить их материальное положение. В частности, игнорируется возможность использования общественной инициативы и частной предпринимательской активности. Поэтому Александр Фельдман предлагает развивать в Украине социальное предпринимательство – ввести статус социального предприятия, предполагающего ряд льгот для предпринимателей, и создать соответствующую Межведомственную комиссию, которая будет решать, кто может получить этот статус.

Согласно 1 статьи документа, критерии для получения статуса сводятся к трудоустройству бедного населения (30-50% от общего числа работников предприятия), предоставлению им социальных услуг (30-50% от общего количества оказанных услуг), реализация продукции социально уязвимым слоям населения по ценам себестоимости или ниже, инвестиции в социально значимые проекты. 

Грубо говоря, если на предприятии работает, например, половина малоимущих пенсионеров и половину своего товара оно продает таким же малоимущим по бросовым ценам или даже себе в убыток, тогда это предприятие может получить статус социального.

Овчинка выделки… стоит?

Статус социального сулит предприятию всяческие выгоды, описанные в 19 статье законопроекта. Во-первых, некие льготы в налогообложении. Какие – неизвестно. Накануне Евро-2012 отельный бизнес, например, получил очень четкие льготы – освобождение на 10 лет от уплаты налога на прибыль. В отношении социальных предприятий перспектива туманна. Предложений по внесению изменений в Налоговый кодекс нет.

Во-вторых, получение займов из госбюджета на возвратной и невозвратной основе в порядке, установленного Кабмином. Тут стоит вспомнить опыт особо «успешной помощи» правительства в предоставлении кредитов малому бизнесу в рамках программы микрокредитования, которая вот уже два года фактически заморожена из-за бюрократических проволочек, связанных с расформированием и реанимацией Госкомпредпринимательства.

В-третьих, содействие в решении земельных вопросов. Документ предусматривает внесение изменений в Земельный кодекс, согласно которым земельный участок социального предприятия не может быть выставлен на продажу, и в закон «Об аренде государственного и коммунального имущества», в результате чего социальное предприятие может арендовать недвижимость вне конкурса. Последний пункт, конечно, неплохое подспорье, но... для предприятия интереснее было бы получить аренду по льготным ставкам, учитывая, что половину производимого придется продавать по себестоимости и ниже. Тем более, что если местные органы власти будут предлагать для аренды не особо привлекательную недвижимость, то и конкурса на нее не будет.

В-четвертых, социальному предприятию предлагается отдавать приоритет в вопросах выполнения государственных заказов и выполнении государственных программ. Проект содержит изменения в закон «О государственных целевых программах» - всего один пункт: «Законодательством могут быть установлены внеконкурсные условия определения исполнителя мероприятий и заданий государственной целевой программы». Если смотреть на него глазами оптимиста, то можно представить, как небольшое предприятие, половина работников которого из числа малоимущих, получает без конкурса заказ, например, на капитальный ремонт дома, где проживают также социально уязвимые категории граждан. Все довольны – часть малоимущих пристроена, работает и зарабатывает, другая часть получает долгожданный ремонт, предприятие – гарантированную прибыль, а государство результат и благодарность граждан.

Если же вспомнить, что в Украине высокий уровень коррупции, то данный пункт может сработать и по-другому. Как именно - представить не сложно.

Таким образом, перспектива того, что реальных предпринимателей заинтересует занятие социальными услугами, выглядит крайне сомнительной.  

Огрехи на поверхности

Самый главный вопрос, который тут же возникает при ознакомлении с законопроектом, - какие именно проблемы хочет таким образом решить государство. Как видно, документ ставит перед собой общую цель - «внедрение правовых условий для создания социальных предприятий…», что должно в конечном итоге способствовать «удовлетворению жизненных потребностей людей…».

Но, как правило, чем меньше конкретики в законе, тем хуже он выполняется. Спектр социальных услуг, которые должны будут оказывать социальные предприятия, очень широкий – это может быть оздоровление детей в лагерях, реабилитация инвалидов,  психологические консультации, проведение ремонта в жилых домах и квартирах, обеспечение автотранспортом, горючим, помощь в предоставлении ритуальных услуг, бытовые услуги. Да что угодно! Но в чем же люди нуждаются больше всего?! Ответа на этот вопрос нет.

В законопроекте также не говорится о том, сколько бюджетных средств понадобиться на его внедрение. По меньшей мере, деньги нужны на создание нового государственного органа. Это затраты на заработную плату чиновников, содержание рабочего помещения. Какого-либо социально-экономического прогноза в документе тоже нет.

Кстати, в марте этого года парламент уже принял закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно предоставления социальных услуг»(N 4523-VI), который во многих аспектах перекликается с законопроектом «О социальных предприятиях». Закон предусматривает привлечение к предоставлению социальных услуг предпринимателей, четко устанавливает, что услуги должны быть бесплатными для определенных категорий и только в строгих рамках. Кроме того, для отдельных категорий граждан социальные услуги могут предоставляться на платной основе в зависимости от уровня их дохода. Тарифы на услуги устанавливаются Кабинетом министров.


XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Богатих
    Інна Богатих
    заступник Міністра юстиції України
  • Ганна Самойлюк
    Ганна Самойлюк
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Ольга Шевчук
    Ольга Шевчук
    суддя П'ятого апеляційного адміністративного суду