Что будет с водительскими правами?

19:05, 25 января 2017
В Министерстве внутренних дел сообщили, что с конца 2017 года в Украине может начаться выдача водительских прав сроком действия на 10-15 лет, а не 30 лет, как это сейчас происходит в стране. Общественность и эксперты хоть и принципиально не возражают против такой практики, однако отмечают, что в отечественных реалиях такая практика может привести к злоупотреблениям.
Что будет с водительскими правами?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Вячеслав Хрипун,

«Судебно-юридическая газета»

 

В Министерстве внутренних дел сообщили, что с конца 2017 года в Украине может начаться выдача водительских прав сроком действия на 10-15 лет, а не 30 лет, как это сейчас происходит в стране. Общественность и эксперты хоть и принципиально не возражают против такой практики, однако отмечают, что в отечественных реалиях такая практика может привести к злоупотреблениям. Что и как будет происходить в Украине с водительскими правами, выяснила «Судебно-юридическая газета».

 

Новая-старая инициатива министерства

Министерство внутренних дел заявило о необходимости пересмотреть срок действий водительских прав и ввести для них микрочипы. С соответствующей инициативой недавно выступила заместитель министра внутренних дел по вопросам европейской интеграции Анастасия Деева. По ее словам, соответствующие меры Украина должна предпринять, поскольку этого требует Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, в частности, Директива 2006/126/ЕС Европейского парламента и Совета от 20 декабря 2006 года. Эту директиву правительство еще Арсения Яценюка одобрило и обязалось имплементировать в национальное законодательство до конца 2017 года еще 18 февраля 2015 года. Директива предусматривает, прежде всего, повышенное внимание к качеству подготовки и состоянию здоровья водителей, обеспечение защиты водительских прав от подделок.  

«Чего ожидать от этих нововведений? Конечно же, большей безопасности и свободы дорожного движения. Нормирование возраста получения прав расширит доступ к управлению отдельными категориями транспорта, микрочипы обеспечат защиту от подделок, а пересмотр сроков действия (водительских прав — прим. ред.) позволит улучшить безопасность дорожного движения. Сегодня национальное водительское удостоверение дает право на управление транспортом в течение 30 лет с момента его получения. Согласно требованиям Директивы, должны быть установлены новые сроки — от 5 до 15 лет в зависимости от категории транспорта, с целью периодической проверки соответствия здоровья водителей установленным медицинским и психофизическим требованиям», — сообщила Анастасия Деева.

Это заявление 24-летнего заместителя министра МВД, спровоцировало настоящий шквал критики со стороны экспертов и общественности, обративших внимание на произвольное понимание украинскими чиновниками Директивы 2006/126/ЕС. Дело в том, что сразу же после того, как в 2015 году Кабинет Министров одобрил Директиву 2006/126/ЕС, начали происходить странные события. Имплементация положений Директивы 2006/126/ЕС была возложена на МВД, в структуру которого входили тогдашние межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы ГАИ (сейчас сервисные центры МВД). Именно эти учреждения и тогда, и сейчас отвечают за проведение экзаменов на право получения водительского удостоверение и выдачу самих удостоверений.

 

История вопроса

Проблема получения водителями водительских удостоверений уже давно остается традиционно болезненной. До 1993 года в Украине выдавались водительские удостоверения только в бумажном виде. Срок их действия был не ограничен. В 1993-2011 гг. в Украине выдавались водительские права, представляющую собой ламинированную карточку, срок действия которых был также не ограничен. В 2011-2013 гг. в стране выдавались уже пластиковые водительские удостоверения, срок действия которых был ограничен 50 годами.

Но уже в 2013 году в Украине стали выдаваться пластиковые водительские права двух типов — с электронным чипом (на который вносилась информация о месте проживания водителя, идентификационный код, отпечатки пальцев) и без него. Также было определено, что водительские права на управление мотоциклом или легковым автомобилем будут действительны 20 лет, а права на управление микроавтобусом, грузовым автомобилем и автобусов — в течение 10 лет. Однако, в том же 2013 году в Украине снова вернулись к практике выдачи удостоверений на долгий период для всех категорий, но уже не на 50 лет, как ранее, а на 30 лет — при этом уже без электронных чипов. Практика выдачи водительских удостоверений сроком на 30 лет действует и сейчас. В итоге сейчас водители в Украине пользуются водительскими удостоверениями шести типов.

Для самих водителей процедура выдачи новых удостоверений, обмена и замены старых прав всегда превращалась в головную боль, поскольку, во-первых, за любую операцию с удостоверениями приходилось платить, а во-вторых — сам процесс часто сильно затягивался из-за бюрократических проволочек и нехватки бланков. Впрочем, сдавать какие-либо дополнительные экзамены при этом от водителей не требовалось.

Если брать практику Европейского Союза, то там Директива 2006/126/ЕС практически реализовывается еще с 2013 года. Именно тогда в странах сообщества стали выдаваться водительские удостоверения единого образца с электронным чипом сроком действия на 5-15 лет в зависимости от категории. По истечении срока действия удостоверений водители будут проходить обязательный медосмотр, но повторно экзамены сдавать не будут. Поскольку в странах Евросоюза до сих пор действуют порядка 110 водительских удостоверений разных типов, то полностью поменять их на удостоверения единого образца планируется к 2033 году. Также в ЕС создана единая база водительских удостоверений стран, входящих в Евросоюз.

 

Дискуссия о нормах

По мнению экспертов, в МВД сознательно решили взять из текста Директивы 2006/126/ЕС только те нормы, во внедрении которых было заинтересовано само ведомство. Например, положениям Директивы хоть и необходимо следовать, но ее текст содержит возможности для разных вариантов действий и не в ущерб интересам граждан. В частности, в Директиве действительно идет речь о том, что водители должны с определенной периодичностью проходить медицинское обследование, ко времени прохождения которого привязан срок действия их удостоверения. Срок действия водительских удостоверений для водителей легковых автомобилей Директива предлагает установить в 10-15 лет, а для грузовых автомобилей и автобусов — 5 лет. Для того, чтобы продлить срок действия удостоверения, необходимо будет обязательно пройти медосмотр. При этом в Директиве речь идет о необходимости получать новое удостоверение после истечения срока его действия, но о необходимости заново сдавать экзамены речь не идет. Однако, периодичность прохождения медицинской комиссии может устанавливать каждая страна самостоятельно. Внедрение микрочипов, как средство борьбы с поддельными удостоверениями, носит рекомендательный характер. Также Директива предполагает создание института сертифицированных экзаменаторов, что позволит повысить качество обучения. 

Несмотря на то, что Директива вполне четко указывает, что должно быть сделано, тем не менее эксперты опасаются, что в украинских реалиях может оказаться так, что под предлогом продления срока действия водительского удостоверения водителей могут ждать «сюрпризы». Поводы для такого мнения дает само МВД. Еще в сентябре 2016 года и.о. директора Главного сервисного центра МВД Владислав Криклий сообщил, что вопрос, будут ли, помимо обязательно медосмотра, водители сдавать еще и экзамен по практике вождения, остается открытым.

«Водитель должен пройти медкомиссию, как в ЕС, подтверждающую, что по состоянию здоровья он может управлять таким авто. Будет ли водитель сдавать при этом экзамен по вождению, пока решается», — разъяснил Владислав Криклий. Тогда же он рассказал, что права старых образцов останутся действительными, а на новый образец их поменяют только по желанию или будут выдавать тем, кто получает удостоверение впервые.

Однако, по состоянию на январь 2017 года, в МВД, похоже, до сих пор не определились, будет ли введена норма об обязательной сдаче раз в 5-15 лет экзаменов по вождению. «Вопрос касается все же больше ответственности, здоровья водителей, установленным медицинским нормам и психофизическим требованиям», — уклончиво отметила Анастасия Деева. Однако, Владислав Криклий снова не исключил, что знание правил дорожного движения и практики вождения водителям регулярно подтверждать все-таки придется, хотя в странах ЕС этого не требуется.

У экспертов такая постановка вопросов вызывает негодование. «Если придется проходить и медосмотр, и еще параллельно сдавать экзамены, то это породит хаос. Мало того, что это противоречит тому, что написано в Директиве 2006/126/ЕС, так еще и породит коррупцию, поскольку люди массово пойдут сдавать экзамены и проходить медосмотры. Это какие-то манипуляции со стороны МВД, которые дорого обойдутся автовладельцам», — рассказал «Судебно-юридической газете» правозащитник, автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев.

Таким образом, в отличие от ЕС, в Украине может получиться своеобразная ситуация, когда, формально принимая европейские требования, в стране будут действовать свои исключения, такие как обязательное подтверждение знаний раз в 5-15 лет с отказом от постепенной обмены всех типов водительских прав в стране на единые, действующие 5-15 лет. В такой ситуации постоянно подтверждать право на управление транспортными средствами придется только тем, кто будет получать права, начиная с 2017 года, что поставит их в неравное положение со всеми остальными. Тем не менее, уклониться от выполнения Директивы 2006/126/ЕС Украина тоже не может, поскольку уже взяла на себя соответствующие обязательства

 

✅ Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Сегодня день рождения празднуют
  • Вадим Коротун
    Вадим Коротун
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді