Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Верховная Рада Украины хочет изменить процедуру предоставления согласия на привлечение народного депутата к уголовной ответственности, его дальнейшее задержание или арест. В первую очередь речь идет о строках.
Так, 3 октября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5213 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно представлений о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата Украины».
Инициатором законопроекта выступил народный депутат Николай Паламарчук.
Как привлекается депутат к уголовной ответственности
Конституция Украины (ст. №80) предусматривает, что народный депутат Украины не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан или арестован только после получения согласия Верховной Рады Украины.
«Существующая процедура принятия такого решения парламентом достаточно сложная и долговременная», — отмечает Николай Паламарчук.
Так, инициирование соответствующего вопроса осуществляется генеральным прокурором Украины и вносится в Верховную Раду Украины в форме представления.
«После получения такого представления председатель Верховной Рады Украины проверяет его на соответствие определенным Законом требованиям и после установления такого соответствия поручает профильному комитету подготовить заключение о возможности предоставления согласия Верховной Радой на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата Украины.
На практике процедура рассмотрения вопроса только в комитете может длиться значительный период времени (более 20 дней), а общий срок его рассмотрения в Верховной Раде Украины — больше месяца, что затрудняет, а в отдельных случаях вообще делает невозможным привлечение народного депутата Украины к уголовной ответственности за совершенное преступление», — подчеркивает народный депутат.
Как отмечается в пояснительной записке, необходимость оптимизации процедуры лишения депутатской неприкосновенности отмечено в п. 104 оценочный отчет ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией — прим. ред.) по результатам первого и второго раундов оценивания, в котором указано, что «Процедура лишения неприкосновенности определенным образом регулируется, однако процесс рассмотрения представления о лишении неприкосновенности на практике может быть слишком длительным. Фактически она может занять больше месяца и даже дольше, поскольку по одному и тому же делу отдельное представление должно вноситься для каждого предлагаемого мероприятия, например, по обыску, задержанию, судебному преследования и т.п., рекомендуется пересмотреть систему иммунитетов таким образом, чтобы обеспечить возможность принятия быстрых решений о снятии иммунитета».
Депутатская неприкосновенность иностранных государств
Опыт законодательством иностранных государств показал, что процедура снятия депутатского иммунитета в европейских странах не имеет общего знаменателя.
При этом в некоторых государствах (Нидерланды, Малайзия) депутатской неприкосновенности вообще не существует, а в большинстве европейских стран депутатский иммунитет имеет ограниченный характер. Так, в Бельгии, Греции, Люксембурге, Португалии, Швеции, Финляндии он распространяется только на период парламентских сессий, а в некоторых странах — на время пребывания депутата на заседании парламента и на время в пути до или из парламента (Исландия, Норвегия, Ирландия).
В отдельных государствах неприкосновенность не защищает от проведения следственных действий (Бельгия, Греция, Финляндия, Португалия).
Различны и субъекты снятия неприкосновенности. В Великобритании, Австрии, Новой Зеландии, Индии решение принимается единолично спикером, а в Болгарии спикер имеет право принимать такое решение в период, когда заседает Народное собрание. В Словении вопрос о лишении депутатской неприкосновенности ставится на голосование без какого-либо обсуждения.
Согласие на уголовную ответственность депута
Принимая во внимание особенности статуса народного депутата Украины, что подтверждается установленным законодателем более широким по сравнению с судьями иммунитетом, в частности, от привлечения к уголовной ответственности, проектом предлагается предусмотреть порядок рассмотрения вопроса о предоставлении парламентом соответствующего согласия в отношении народного депутата Украины в сжатые сроки и исключить изучение комитетом законности получения доказательств и истребования материалов уголовного производства.
Целью законопроекта является совершенствование процедуры предоставления согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата Украины.
Что хотят предложить и изменить
Проектом предлагается внести изменения в статьи 218-221 Регламента Верховной Рады Украины, направленные на упрощение и ускорение действующего порядка и определение четких критериев принятия более быстрых и обоснованных решений о снятии неприкосновенности.
В частности, предусматривается:
Также законопроектом предлагается решить вопрос о временном ограничении выезда за границу народного депутата, по которому в парламент в установленном порядке внесено представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест.
Уголовная ответственность и арест виновного депутата
Принятие этого Закона позволит усовершенствовать законодательное регламентирование предоставления согласия на привлечение народного депутата к уголовной ответственности, его задержание или арест.