За неправомерный оборот средств платежных систем будут наказывать штрафом и уголовной ответственностью

12:28, 17 декабря 2016
Верховная Рада Украины усовершенствует законодательство Украины в сфере платежных систем и перевода средств.
За неправомерный оборот средств платежных систем будут наказывать штрафом и уголовной ответственностью
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Верховная Рада Украины усовершенствует законодательство Украины в сфере платежных систем и перевода средств.

Так, 4 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект 5361 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования перевода средств».

Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Украины Руслан Демчак, Михаил Довбенко, Павел Ризаненко, Андрей Журжий, Сергей Рыбалка и Иван Фурсин.

 

Новые платежные услуги и операции в Украине

Быстрое развитие рынка платежных систем в Украине сопровождается внедрением новых платежных услуг и операций, которые уже зарекомендовали себя на мировых рынках. Также отмечается рост доли расчетов, осуществляемых через сеть Интернет с использованием платежных карточек. Увеличивается заинтересованность пользователей в расчетах электронными деньгами.

На мировом платежном рынке динамично развиваются системы, обеспечивающие проведение платежей и расчетов в сети Интернет (такие, как PayPal, ApplePay, GoogleWallet и др.) с использованием платежных карточек и электронных денег. Преимуществами таких систем является, в частности, простота, удобство, скорость расчетов и возможность осуществления мгновенных трансграничных переводов.

«Украинские граждане заинтересованы в пользовании услугами таких систем интернет-расчетов, в частности, это фрилансеры, которые предлагают свои работы за рубежом через сеть Интернет (фотографы, иллюстраторы, дизайнеры, переводчики, специалисты в сфере IT и пр.)», — отмечают народные депутаты.

В то же время в Законе Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» не определены особенности работы провайдеров таких услуг и правовые условия для использования пользователями, в т.ч. физическими лицами, электронных денег, номинированных в иностранной валюте, выпущенные нерезидентами, для осуществления переводов и расчетов за товары (работы, услуги) в сети Интернет.

Читайте также как Госдума РФ запретила переводы денег в Украину.

 

Надзор за платежной системой со стороны государства

Законодательством Украины на Национальный банк возложены полномочия по осуществлению надзора (оверсайта) платежных систем, их участников и операторов услуг платежной инфраструктуры. Однако, при реализации этих полномочий возникли вопросы, требующие урегулирования на законодательном уровне с учетом современных тенденций надзора (оверсайта).

Так, Национальный банк не может осуществлять надзор (оверсайт) и применять меры воздействия к субъектам рынка, в отношении которых нет сведений в Реестре. Следовательно, необходимо четко очертить круг объектов, надзор (оверсайт) за которыми будет осуществлять Национальный банк.

Учитывая рост объемов операций с электронными деньгами, необходимым является отнесение к объектам надзора (оверсайта) эмитентов электронных денег. По европейским стандартам надзор (оверсайт) за учреждениями – эмитентами электронных денег должен соответствовать надзору (оверсайта) за платежными организациями.

Также важным вопросом современности является отнесение к объектам надзора (оверсайта) коммерческих агентов банков и небанковских финансовых учреждений, которые имеют лицензию Национального банка украины на перевод средств без открытия счетов, а также провайдеров интернет-расчетов.

В связи с расширением круга объектов надзора (оверсайта) потребует изменение названия Реестра и введение нового термина — платежная инфраструктура.

Кроме этого, необходимо предусмотреть возможность применения к юридическим лицам, которые являются объектами надзора (оверсайта), такой меры воздействия, как штраф, что является действенной и стимулирующей мерой для функционирования рынка финансовых услуг в рамках правового поля.

 

Уголовная ответственность и лишение свободы злоумышленников

Законодательство Украины не дает возможности для эффективной реализации функции специальной и общей превенции; не проведена унификация уголовной ответственности в рамках Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза; ухудшается криминогенная ситуации в части выявления и пресечения преступлений в сфере обращения средств платежа.

В странах-членах Европейского Союза законодательно определено наказание за этот вид преступления, которое не может составлять менее чем один год лишения свободы, что предусмотрено требованиям «Рамочного решения Совета Европейского Союза (2001/413/ПВД) по борьбе с неправомерным оборотом и подделкой средств платежа» от 28 мая 2001 года. Состав преступления для указанных преступлений — формальный, что позволяет привлечь злоумышленников к ответственности даже при трансграничных преступлениях. Для того, чтобы преступление считалось оконченным, достаточно совершения злоумышленником любого из указанной в диспозиции статьи действия.

При этом фактические сроки лишения свободы за указанные преступление в Испании составляет восемь лет (ст. 386 и 387 Уголовного Закона Испании), а в Польше — до 25 лет (ст. 310 Уголовного кодекса Польши).

В связи с этим нужны изменения в соответствующей ст. Уголовного кодекса Украины.

 

Изменения и урегулирование вопросов

Законопроектом предлагается урегулировать следующие основные вопросы:

1) дать новое определение термина «платежная система», приближенное к определению, изложенному в Директиве 2007/64/ЕС;

2) ввести в законодательстве понятие «провайдер интернет-расчетов» и дать ему определение;

3) предоставить право небанковским финансовым учреждениям, которые имеют лицензию на перевод средств без открытия счетов, осуществлять выпуск электронных денег и иметь агентов, а Национальному банку Украины — определять требования к небанковским финансовым учреждениям для получения такой лицензии, в т.ч. до минимального размера собственного капитала и раскрытия информации о структуре собственности;

4) изменить название Реестра платежных систем, систем расчетов, участников этих систем и операторов услуг платежной инфраструктуры в Реестр платежной инфраструктуры и предусмотреть внесение в него сведений о небанковских финансовых учреждениях, которые осуществляют перевод средств, провайдерах интернет-расчетов, коммерческих агентах банков и небанковских финансовых учреждениях, эмитентах электронных денег;

5) ввести уведомительный характер внесения в Реестр платежной инфраструктуры сведений в отношении участников международных платежных систем, созданных нерезидентами;

6) упорядочить деятельность небанковских финансовых учреждений на рынке платежных услуг, в частности, отменить требование о необходимости их участия в платежной системе для предоставления услуг по переводу средств и внедрить альтернативный механизм контроля за прозрачностью их расчетов;

7) предоставить право резидентам Украины с помощью электронных денег оплачивать налоги, сборы, другие обязательные платежи, а также совершать благотворительные (добровольные) взносы и пожертвования;

8) предоставить право резидентам Украины осуществлять/получать плату за товары, работы, услуги электронными деньгами, выпущенными нерезидентами;

9) предоставить право банкам Украины открывать счета юридическим лицам-нерезидентам;

10) предусмотреть право Центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, открывать текущие счета в гривне физическим лицам, которые получают выплаты за счет средств Государственного бюджета;

11) в части осуществления Национальным банком надзора (оверсайта) платежных систем:

  • ввести термин «платежная инфраструктура» и заменить термин «надзор (оверсайт) платежных систем» новым термином «оверсайт платежной инфраструктуры»;
  • отнести к объектам оверсайта платежной инфраструктуры только тех субъектов, которые внесены в Реестр платежной инфраструктуры или которые предоставили Национальному банку документы для внесения сведений в этот Реестр, и распространить оверсайт на коммерческих агентов банков и небанковских финансовых учреждений, имеющих лицензию Национального банка на перевод средств без открытия счетов, а также провайдеров интернет-расчетов;
  • предусмотреть право Национального банка налагать штрафы на юридических лиц - объектов оверсайта и установить размер этих штрафов от 100 необлагаемых минимумов доходов граждан до 2 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (1 700 тыс. грн до 34 000 тыс. грн);

12) установить предельный срок, после которого участники платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры не будут иметь права предоставлять услуги платежных систем, а поставщики услуг по переводу средств — использовать услуги операторов платежной инфраструктуры, сведения о которых не внесены в Реестр платежной инфраструктуры.

13) заменить вид наказания (штрафа исключительно на ограничение или лишение свободы) за преступление в виде незаконных действий с платежными инструментами и средствами их идентификации, платежными устройствами, электронными деньгами и установить меру наказания, которая в полной мере отражает уровень общественной опасности.

 

Усовершенствование платежных систем и перевода средств

Предложенные изменения в законодательные акты Украины после их принятия дадут возможность усовершенствовать законодательство Украины в сфере платежных систем и перевода средств.

Напомним, ранее Украина ограничила деятельность нескольких крупных российских платежных систем, которые пользовались большим спросом у украинцев. Подробнее об этом читайте по ссылке.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Вікторія Кицюк
    Вікторія Кицюк
    суддя Солом'янського районного суду міста Києва
  • Олег Дзюба
    Олег Дзюба
    суддя Господарського суду Харківської області