Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Верховная Рада Украины усовершенствует законодательство Украины в сфере платежных систем и перевода средств.
Так, 4 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5361 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования перевода средств».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Украины Руслан Демчак, Михаил Довбенко, Павел Ризаненко, Андрей Журжий, Сергей Рыбалка и Иван Фурсин.
Новые платежные услуги и операции в Украине
Быстрое развитие рынка платежных систем в Украине сопровождается внедрением новых платежных услуг и операций, которые уже зарекомендовали себя на мировых рынках. Также отмечается рост доли расчетов, осуществляемых через сеть Интернет с использованием платежных карточек. Увеличивается заинтересованность пользователей в расчетах электронными деньгами.
На мировом платежном рынке динамично развиваются системы, обеспечивающие проведение платежей и расчетов в сети Интернет (такие, как PayPal, ApplePay, GoogleWallet и др.) с использованием платежных карточек и электронных денег. Преимуществами таких систем является, в частности, простота, удобство, скорость расчетов и возможность осуществления мгновенных трансграничных переводов.
«Украинские граждане заинтересованы в пользовании услугами таких систем интернет-расчетов, в частности, это фрилансеры, которые предлагают свои работы за рубежом через сеть Интернет (фотографы, иллюстраторы, дизайнеры, переводчики, специалисты в сфере IT и пр.)», — отмечают народные депутаты.
В то же время в Законе Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» не определены особенности работы провайдеров таких услуг и правовые условия для использования пользователями, в т.ч. физическими лицами, электронных денег, номинированных в иностранной валюте, выпущенные нерезидентами, для осуществления переводов и расчетов за товары (работы, услуги) в сети Интернет.
Читайте также как Госдума РФ запретила переводы денег в Украину.
Надзор за платежной системой со стороны государства
Законодательством Украины на Национальный банк возложены полномочия по осуществлению надзора (оверсайта) платежных систем, их участников и операторов услуг платежной инфраструктуры. Однако, при реализации этих полномочий возникли вопросы, требующие урегулирования на законодательном уровне с учетом современных тенденций надзора (оверсайта).
Так, Национальный банк не может осуществлять надзор (оверсайт) и применять меры воздействия к субъектам рынка, в отношении которых нет сведений в Реестре. Следовательно, необходимо четко очертить круг объектов, надзор (оверсайт) за которыми будет осуществлять Национальный банк.
Учитывая рост объемов операций с электронными деньгами, необходимым является отнесение к объектам надзора (оверсайта) эмитентов электронных денег. По европейским стандартам надзор (оверсайт) за учреждениями – эмитентами электронных денег должен соответствовать надзору (оверсайта) за платежными организациями.
Также важным вопросом современности является отнесение к объектам надзора (оверсайта) коммерческих агентов банков и небанковских финансовых учреждений, которые имеют лицензию Национального банка украины на перевод средств без открытия счетов, а также провайдеров интернет-расчетов.
В связи с расширением круга объектов надзора (оверсайта) потребует изменение названия Реестра и введение нового термина — платежная инфраструктура.
Кроме этого, необходимо предусмотреть возможность применения к юридическим лицам, которые являются объектами надзора (оверсайта), такой меры воздействия, как штраф, что является действенной и стимулирующей мерой для функционирования рынка финансовых услуг в рамках правового поля.
Уголовная ответственность и лишение свободы злоумышленников
Законодательство Украины не дает возможности для эффективной реализации функции специальной и общей превенции; не проведена унификация уголовной ответственности в рамках Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза; ухудшается криминогенная ситуации в части выявления и пресечения преступлений в сфере обращения средств платежа.
В странах-членах Европейского Союза законодательно определено наказание за этот вид преступления, которое не может составлять менее чем один год лишения свободы, что предусмотрено требованиям «Рамочного решения Совета Европейского Союза (2001/413/ПВД) по борьбе с неправомерным оборотом и подделкой средств платежа» от 28 мая 2001 года. Состав преступления для указанных преступлений — формальный, что позволяет привлечь злоумышленников к ответственности даже при трансграничных преступлениях. Для того, чтобы преступление считалось оконченным, достаточно совершения злоумышленником любого из указанной в диспозиции статьи действия.
При этом фактические сроки лишения свободы за указанные преступление в Испании составляет восемь лет (ст. 386 и 387 Уголовного Закона Испании), а в Польше — до 25 лет (ст. 310 Уголовного кодекса Польши).
В связи с этим нужны изменения в соответствующей ст. Уголовного кодекса Украины.
Изменения и урегулирование вопросов
Законопроектом предлагается урегулировать следующие основные вопросы:
1) дать новое определение термина «платежная система», приближенное к определению, изложенному в Директиве 2007/64/ЕС;
2) ввести в законодательстве понятие «провайдер интернет-расчетов» и дать ему определение;
3) предоставить право небанковским финансовым учреждениям, которые имеют лицензию на перевод средств без открытия счетов, осуществлять выпуск электронных денег и иметь агентов, а Национальному банку Украины — определять требования к небанковским финансовым учреждениям для получения такой лицензии, в т.ч. до минимального размера собственного капитала и раскрытия информации о структуре собственности;
4) изменить название Реестра платежных систем, систем расчетов, участников этих систем и операторов услуг платежной инфраструктуры в Реестр платежной инфраструктуры и предусмотреть внесение в него сведений о небанковских финансовых учреждениях, которые осуществляют перевод средств, провайдерах интернет-расчетов, коммерческих агентах банков и небанковских финансовых учреждениях, эмитентах электронных денег;
5) ввести уведомительный характер внесения в Реестр платежной инфраструктуры сведений в отношении участников международных платежных систем, созданных нерезидентами;
6) упорядочить деятельность небанковских финансовых учреждений на рынке платежных услуг, в частности, отменить требование о необходимости их участия в платежной системе для предоставления услуг по переводу средств и внедрить альтернативный механизм контроля за прозрачностью их расчетов;
7) предоставить право резидентам Украины с помощью электронных денег оплачивать налоги, сборы, другие обязательные платежи, а также совершать благотворительные (добровольные) взносы и пожертвования;
8) предоставить право резидентам Украины осуществлять/получать плату за товары, работы, услуги электронными деньгами, выпущенными нерезидентами;
9) предоставить право банкам Украины открывать счета юридическим лицам-нерезидентам;
10) предусмотреть право Центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, открывать текущие счета в гривне физическим лицам, которые получают выплаты за счет средств Государственного бюджета;
11) в части осуществления Национальным банком надзора (оверсайта) платежных систем:
12) установить предельный срок, после которого участники платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры не будут иметь права предоставлять услуги платежных систем, а поставщики услуг по переводу средств — использовать услуги операторов платежной инфраструктуры, сведения о которых не внесены в Реестр платежной инфраструктуры.
13) заменить вид наказания (штрафа исключительно на ограничение или лишение свободы) за преступление в виде незаконных действий с платежными инструментами и средствами их идентификации, платежными устройствами, электронными деньгами и установить меру наказания, которая в полной мере отражает уровень общественной опасности.
Усовершенствование платежных систем и перевода средств
Предложенные изменения в законодательные акты Украины после их принятия дадут возможность усовершенствовать законодательство Украины в сфере платежных систем и перевода средств.
Напомним, ранее Украина ограничила деятельность нескольких крупных российских платежных систем, которые пользовались большим спросом у украинцев. Подробнее об этом читайте по ссылке.