Государственное бюро расследований отложено в долгий ящик?

11:00, 24 мая 2016
12 мая 2016 года за несколько часов был принят, подписан и опубликован Закон №1355-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Генеральной прокуратуры Украины».
Государственное бюро расследований отложено в долгий ящик?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»

 

12 мая 2016 года за несколько часов был принят, подписан и опубликован Закон №1355-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Генеральной прокуратуры Украины».

Для общественности основной новостью стало то, что согласно нормам документа руководителю Генпрокуратуры не нужно высшее юридическое образование. Однако новый закон предусматривает и другие, не менее важные новшества.

Новым законом внесены изменения в Уголовный процессуальный кодекс и законы «О прокуратуре», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно неотвратимости наказания лиц, скрывающихся на временно оккупированной территории Украины или в районе проведения антитеррористической операции», «О Государственном бюро расследований». Изменений достаточно много. Остановимся на основных.

Как известно, положениями УПК, в частности его ст. 216, 246 предусмотрено осуществление досудебного расследования отдельных уголовных производств следователями Государственного бюро расследований (далее – ГБР), в связи с чем в заключительных и переходных положениях УПК было определено, что отдельные нормы Кодекса вводятся в действие со дня создания такого бюро Кабмином. Однако орган этот не заработал до сих пор.

На практике возникла проблема, связанная с принятием и рассмотрением судами ходатайств следователей прокуратуры в процессах, которые, согласно законодательству, подследственны Государственному бюро расследований. В итоге Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел дал разъяснение по вопросу подсудности дел ГБР – в частности, обозначил, что начало действия положений ч. 4 ст. 216 УПК связано не с моментом вступления в силу закона, который будет регулировать деятельность Государственного бюро расследований как государственного учреждения, а с моментом начала осуществления последним функций органа досудебного расследования. До того времени, в соответствии с абз. 1 и 2 п. 1 разд. ХІІ «Переходные положения» УПК, полномочия относительно досудебного расследования осуществляют следователи органов прокуратуры.

Но законодатели решили выйти из ситуации другим путем. Поскольку процедура создания ГБР все еще продолжается, по мнению авторов закона, возникает необходимость отсрочки вступления в силу отдельных положений Закона «О прокуратуре», а также законодательного урегулирования порядка осуществления досудебных расследований, отнесенных к подследственности ГБР, которые были начаты органами прокуратуры до момента создания Бюро, с учетом положений п. 9 «Переходных положений» Конституции, которыми предусмотрено, что прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функции надзора за соблюдением и применением законов и предварительного следствия до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов контроля за соблюдением законов, формирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование.

В абз. 2 п. 1 раздела «Переходные положения» УПК новым законом предусмотрено, что «после введения в действие положений ч. 4 ст. 216 настоящего Кодекса уголовные производства, открытые следователями органов прокуратуры, продолжают осуществляться следователями органов прокуратуры, которые пользуются полномочиями следователей, определенными этим Кодексом, до окончания досудебного расследования, но не более 2 лет. После истечения этого срока уголовные производства, открытые следователями органов прокуратуры, в 3-месячный срок передаются следственным органам Государственного бюро расследований».

Однако эти нововведения раскритиковали эксперты Главного научно-экспертного управления Верховной Рады (ГНЭУ) еще при анализе норм законопроекта №4645. По их мнению, продление срока осуществления органами прокуратуры предварительного расследования до двух лет сомнительно и требует дополнительного обоснования. К тому же, абз. 2 п. 1 р. ХIV «Переходные положения» УПК (в редакции нового закона) противоречит п. 4 р. ХІІІ «Переходные положения» закона о прокуратуре, согласно которому до начала деятельности ГБР, но не позднее 5 лет после вступления в силу УПК следователи органов прокуратуры осуществляют досудебное расследование в определенном УПК порядке. Аналогичное замечание касалось и предложения о дополнении абз. 2 п. 4 р. VI «Заключительные и переходные положения» закона о ГБР.

Кроме того, 3-месячный срок, отведенный для передачи уголовных производств от следственных органов следователям ГБР, по мнению ГНЭУ, может негативно сказаться на результатах соответствующих производств, поскольку в течение этого срока не будут осуществляться никакие следственные действия (следователи органов прокуратуры уже не будут иметь права осуществлять досудебное расследование, а следователи ГБР – физической возможности его осуществлять из-за отсутствия материалов уголовных производств).

Помимо этого, законом внесены изменения в УПК: указано, что временно, до 1 апреля 2017 г. положения гл. 241 «Особенности специального досудебного расследования уголовных правонарушений» применяются с определенными условиями. Так, в соответствии с абз. 2 п. 20-1 р. ХIV «Переходные положения» УПК, «специальное досудебное расследование осуществляется... в отношении подозреваемого, кроме несовершеннолетнего, который скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности и объявлен в межгосударственный и/или международный розыск, или который более 6 месяцев скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности и/или в отношении которого имеются фактические данные, что он находится за пределами Украины, на временно оккупированной территории Украины или в районе проведения антитеррористической операции. Осуществление специального предварительного расследования относительно других преступлений не допускается, кроме случаев, когда преступления совершены лицами, скрывающимися от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности и объявлены в межгосударственный и/или международный розыск, или которые более 6 месяцев скрываются от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности и/или в отношении которых имеются фактические данные, что они находятся за пределами Украины, на временно оккупированной территории Украины или в районе проведения антитеррористической операции, и они расследуются в одном уголовном производстве с преступлениями, указанными в этой части, а выделение материалов относительно них может негативно повлиять на полноту досудебного расследования и судебного разбирательства».

Однако, по мнению ГНЭУ, учитывая, что специальное досудебное расследование должно осуществляться в исключительных случаях, для его инициирования нужны не просто любые фактические данные о пребывании лица на определенной территории, но и доказательства этого факта, т. е. фактические данные, полученные в предусмотренном УПК порядке, на основании которых следователь, прокурор, следственный судья и суд устанавливают наличие или отсутствие фактов и обстоятельств, имеющих значение для уголовного производства и подлежащих доказыванию (ч. 1 ст. 84 УПК). К тому же, фактические данные о том, что лицо находится в районе проведения антитеррористической операции, не могут быть основанием для осуществления специального предварительного расследования, если лицо находится на подконтрольной Украине территории, поскольку к такому лицу может быть применен привод (ст. 140 УПК).

Подробнее о других новациях принятого закона читайте в статье «В прокуроры – по новым правилам».

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Наталія Грень
    Наталія Грень
    суддя Львівського окружного адміністративного суду
  • Назар Костецький
    Назар Костецький
    суддя Львівського окружного адміністративного суду