Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики 18.09.2013

20:48, 18 сентября 2013
Нотариат – народу!
Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики 18.09.2013

 Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

18 сентября на очередном заседании Комитет Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики принял ряд решений, в частности, относительно двух законопроектов, касающихся нотариата – №3077 и №3078. Инициатором обоих законодательных инициатив выступил Кабинет министров Украины, и оба они были рекомендованы к принятию в первом чтении.

Разгрузим нотариат?

Бурным обсуждением сопровождалось принятие решения по проекту Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно засвидетельствования верности копий (фотокопий) документов и выписок из них и подлинности подписи на документах» (р. №3077). Этот законопроект направлен, прежде всего, на совершенствование требований действующего законодательства о нотариате. Принятие предложенных изменений субъект законодательной инициативы обосновывает тем, что в ряде случаев требования действующего законодательства усложняют процедуру оформления документов и приводят к лишней материальной нагрузке на потребителя, поскольку совершение нотариальных действий связано с их оплатой.

Презентуя свою позицию, законодатель отметил, что одобрение предлагаемого проекта позволит сузить требования законодательства к процедурам, связанным с обязательным нотариальным засвидетельствованием копий документов, поможет гражданам и юридическим лицам избежать многих осложнений и минимизировать расходы на оплату нотариальных услуг и в результате сделает такие услуги доступными для всех слоев населения. Это, по мнению Кабмина, будет реальным шагом государства в направлении уменьшения расходов населения и приведет к улучшению благосостояния людей.

В общей сложности предусматривается внести изменения в 14 ныне действующих законодательных актов Украины. В частности, законодатель предлагает упростить некоторые виды нотариального удостоверения правовых сделок и оформления документов. Так, в случае принятия предлагаемого проекта не нужно будет нотариально удостоверять верность копий ряда документов, которые используются в гражданских и хозяйственных отношениях, поскольку закон предоставит возможность засвидетельствовать их должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, которые в этом случае с успехом заменят нотариуса. Точнее, у субъекта, нуждающегося в таком засвидетельствовании, появится выбор между нотариусом и вышеперечисленными органами.

Разногласия членов Комитета вызвало утверждение, что реализация положений данного проекта не потребует дополнительных расходов из Государственного бюджета Украины, ведь пока не до конца ясно, за чей счет органы государственной власти и местного самоуправления, а также другие лица, которым предлагается позволить проводить засвидетельствование, будут это делать. Также остается открытым вопрос об ответственности таких лиц за совершение неправомерных сделок (по аналогии с нотариусами), которая нигде прямо не прописана. Вслед за этим резонно следует вывод о том, что новшества могут нести риски, связанные с совершением коррупционных правонарушений.

Дешевле делаем – дороже обходится

Немало дебатов предшествовало и принятию решения по законопроекту «О внесении изменений в Закон Украины «О нотариате» относительно регулирования платы за совершение нотариальных действий» (р. №3078). Принятие данного законопроекта Кабмин также обосновывает необходимостью совершенствования требований действующего законодательства о нотариате с тем, чтобы минимизировать расходы потребителей нотариальных услуг. Автор инициативы обещает, что после принятия законопроекта доступ к таким услугам будет открыт для всех слоев населения.

Так, в ходе заседания отмечалось, что на сегодняшний день, согласно положениям Закона «О нотариате», перечень дополнительных услуг, которые определены как «не связанные с совершением нотариальных действий» (например, услуги технического характера или предоставление юридической консультации), а также размеры оплаты за них устанавливаются главными управлениями юстиции в Автономной Республике Крым, областях, Киеве и Севастополе. Однако большинство перечисленных в действующих приказах услуг на самом деле прямо связаны с совершением нотариальных действий, и за их предоставление можно и даже нужно брать абсолютно законную плату.

Чем же полезно такое новшество для простого украинца? В данном случае депутаты согласились с мнением Кабинета министров, которое заключается в том, что отсутствие единой системы вычисления стоимости «нотариально – не нотариальных»услуг приводит к установлению в регионах Украины разных тарифов за одинаковые услуги. А поскольку такая практика не отвечает требованиям ст. 24 Конституции Украины, это необходимо исправить. Напомним, что названная норма Конституции гласит, что граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом, не могут иметь привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места жительства, по языковым или другим признакам.

Также было отмечено, что отсутствие полного перечня нотариальных услуг, связанных с совершением нотариальных действий, и единой системы начисления оплаты за них приводит к недоразумениям между нотариусами и населением. Законодатель утверждает, что законопроектом №3078 определен четкий механизм формирования платы за услуги, которые предоставляются нотариусами в сфере гражданско-правовых отношений.

Кроме того, данный проект предполагает внедрение нового понятия «нотариальный сбор». Определять размеры его ставок и порядок уплаты законодатель предлагает поручить Кабинету министров Украины, а суммы нотариального сбора за предоставление нотариальных услуг государственными нотариусами будут направляться в Государственный бюджет. С целью обеспечения доступности к таким услугам для всех граждан, в т. ч. наименее социально защищенных, проектом Закона также предусматривается установление льгот по уплате нотариального сбора, которые будут определяться правительством. Планируется также установить минимальный и максимальный пределы стоимости услуг, предоставляемых частными нотариусами, что обеспечит прозрачность оплаты таких услуг и увеличит поступления в Государственный бюджет.

Эти положения также вызвали замечания членов Комитета, которые отметили, что предложенные новшества вряд ли будут способствовать уменьшению расходов населения на нотариальные услуги, так как предлагается дополнительно ввести новый вид их оплаты.


Комментарии ЭКСКЛЮЗИВ

Юрий Иващенко, заместитель министра юстиции Украины

– Законопроекты о нотариате были разработаны с целью выполнения требований Национального плана действий на 2013 г. по внедрению утвержденной указом Президента программы экономических реформ на 2010–2014 гг. «Состоятельное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». На сегодняшний день принятие поправок в действующие законы обусловлено рядом необходимостей. Например, существующий порядок оплаты за предоставление дополнительных услуг в сфере нотариата фактически привносит в украинский нотариат коммерческий характер и делает его недоступным для широких слоев населения. Введение на всей территории Украины единой ставки нотариального сбора, которая будет рассчитана в соотношении к минимальной зарплате, изменит эту ситуацию. Предоставление льгот социально незащищенным слоям населения также сделает нотариат доступней. Что же касается законопроекта №3077, то с его принятием потребитель нотариальных услуг будет тратить меньше денег и времени на подготовку определенного пакета документов.

Сергей Мищенко, член Комитета ВР по вопросам правовой политики

– На сегодняшний день поступает много жалоб на действия нотариусов, чаще государственных, так как люди приходят совершить то или иное нотариальное действие и сталкиваются с тем, что им нужно оплатить услуги, «не связанные с совершением нотариальных действий», например, ксерокопирование или юридическую консультацию. Ведь необходимость такой оплаты в законе прямо не прописана. Данный вопрос на сегодня регулирует приказ Минюста. Для того, чтобы узаконить необходимость такой оплаты, установить единые тарифы и исключить дальнейшие жалобы, необходимо принять ряд изменений. Но предложенный законопроект нужно доработать.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Новые правила распределения судебных расходов и освобождения от них
Новости онлайн