Кандидаты в суды зоны АТО ждут определенности: в чем задержка

16:32, 24 января 2018
Рекомендованные, но так и не назначенные ввиду оккупации Донбасса, кандидаты в суды зоны АТО готовы к работе, но о них ВККС почему-то забыла.
Кандидаты в суды зоны АТО ждут определенности: в чем задержка

В судах Донецкой и Луганской областей одна из худших ситуаций с наполнением судейского корпуса, ведь не так много желающих осуществлять правосудие в районе проведения антитеррористической операции. При этом есть ряд кандидатов в суды зоны АТО, которые получили рекомендации Высшей квалификационной комиссии судей, однако приступить к работе так и не смогли — ведь суды, куда они были рекомендованы, прекратили работу в связи с оккупацией.

Об этих кандидатах по какой-то причине забыли, хотя существует законодательная норма, которая позволяет ВККС оперативно решить данный вопрос.

Перечеркнутые мечты

«Путь к заветной профессии у каждого свой, мой оказался длинным и тернистым. Думаю, со мной согласится большинство таких, как я, кандидатов, принимавших участие в отборах на должность судьи.

Некоторым кандидатам пришлось не только преодолеть все нелегкие этапы, определенные законодательством, но и, столкнувшись с реалиями нашего времени, еще и «побороться за жизнь», как кандидаты из второго и третьего отборов», — рассказывает кандидат на должность судьи Старобешевского районного суда Донецкой области Светлана Форощук (данный суд находится в районе проведения АТО).

«Я помню свои ощущения, когда в декабре 2013 года увидела свою фамилию среди победителей конкурса на должность судьи. Полученная в марте 2014-го рекомендация Высшей квалификационной комиссии судей Украины для назначения меня на должность судьи Старобешевского районного суда Донецкой области давала надежду, что долгий путь к профессии почти пройден, остались последние шаги. Но ужасные события на востоке нашей страны перечеркнули не только профессиональные надежды, но и всю жизнь: оставленные дома и любимая работа, получение статуса внутренне перемещенного лица...

В связи с оккупацией и боевыми действиями на части территории Донецкой и Луганской областей осенью 2014 г. была приостановлена ​​работа некоторых судов Донецкой и Луганской области, среди которых был и Старобешевский районный суд Донецкой области.

Несмотря на все, не теряя надежды, я ожидала, что впоследствии рекомендации ВККС относительно моего назначения на должность судьи будут рассмотрены, обязательно будет найден путь решения вопроса назначения кандидатов в судьи судов, которые находятся на временно оккупированной территории», — отмечает она.

Однако многочисленные письма и обращения в Высший совет юстиции, ВККС, ГСА в течение 2015-2016 гг. относительно возможностей решения вопроса с такими кандидатами не дали никакого результата.

Норма есть, но нет решения

«Только в конце сентября 2016 года мы нашли понимание нашего положения со стороны членов Высшего совета юстиции. Так, 27 сентября 2016 г. по результатам заседания №29 ВСЮ решил обратиться к субъектам законодательной инициативы с целью урегулирования законодательного порядка назначения кандидатов на должности судей, которые были рекомендованы ВККС к назначению в суды в районе проведения АТО.

Такое решение было принято в отношении 7 кандидатов на должности судей, которые были рекомендованы к назначению в суды, находящиеся в районе проведения антитеррористической операции», — рассказывает Светлана Форощук.

Обращение Высшего совета юстиции было поддержано и во время принятия Верховной Радой Украины Закона «О Высшем совете правосудия», в заключительных и переходных положениях которого, отдельно от других кандидатов, содержится соответствующий норматив относительно дальнейшей судьбы кандидатов на должности судей, рекомендованных в суды, находящихся в районе проведения АТО.

В частности, согласно абз. 7 п. 13 раздела III «Заключительные и переходные положения» Закона «О Высшем совете правосудия», рекомендации ВККС о назначении кандидатов на должность судьи в судах, которые находятся в районе проведения АТО и в которых невозможно осуществлять правосудие, не рассмотренные Высшим советом юстиции, возвращаются в Высшую квалификационную комиссию судей Украины. Указанные кандидаты, которые не позднее чем на шестидесятый день со дня вступления в силу Закона «О судоустройстве и статусе судей» от 2 июня 2016 №1402-VIII, соответствуют требованиям для назначения на должность судьи в соответствии с Конституцией Украины и Законом «О судоустройстве и статусе судей» от 2 июня 2016, проходят специальную проверку и участвуют в конкурсе на занятие вакантных должностей судьи в судах Донецкой и Луганской областей, независимо от результатов квалификационного экзамена, сданного до вступления в силу нового закона.

Закон Украины «О Высшем совете правосудия» вступил в силу 5 января 2017 г.

Решением ВСЮ от 12 января 2017 №10/0/ 15-17 рекомендация ВККС от 05.03.2014 №49/п-14 о назначении С. Форощук на должность судьи Старобешевского районного суда Донецкой области возвращена в Высшую квалификационную комиссию судей Украина для выполнения абзаца 7 пункта 13 раздел III «Заключительные и переходные положения» Закона «О Высшем совете правосудия».

Но наличие соответствующей нормы в законе не дало ожидаемых результатов, и снова последовали многочисленные письма ВККС с просьбой выполнить эту норму…

Примечательно, что 3 октября 2017 г. был принят закон о внесении изменений в процессуальные кодексы, в котором п. 29 Заключительных и переходных положений Закона «О судоустройстве и статусе судей» предоставляет право кандидатам т. н. «третьего добора» принять участие в процедуре отбора без сдачи отборочного экзамена и прохождения специальной подготовки.

И 21 декабря 2017 года ВККС, учитывая требования указанного пункта 29, приняла решение допустить участников третьего отбора в судьи местных судов к квалификационному экзамену и специальной проверке, сравняв таким образом положение таких кандидатов с кандидатами второго отбора в судьи местных судов.

Вместе с тем, без внимания ВККС осталась законодательная норма, о которой шла речь выше, касающаяся кандидатов на должности судей судов, в настоящее время прекративших работу в связи с оккупацией Донбасса.

Итак, уже более года есть кандидаты на должности судей, которых не нужно готовить и обучать, тратить на них средства госбюджета, проводить тесты и экзамены, а лишь достаточного провести специальную проверку и огласить конкурс на занятие вакантных должностей судей в судах Донецкой и Луганской областей.

Однако до настоящего времени никаких действий по выполнению указанной нормы закона Высшей квалификационной комиссией судей не осуществлено: не принято ни одного решения, не предоставлены разъяснения относительно дальнейшей судьбы таких кандидатов.

По словам председателя ВККС Сергея  Козьякова судебная система сегодня стоит перед серьезными вызовами. В прошлом году около 30% судей ушли в отставку по тем или иным причинам, поэтому в Украине есть суды, где нет судей. А чтобы подготовить с нуля до указа Президента нового судью, нужно около 24 месяцев. 

«Таким образом непонятно промедление ВККС с выполнением Закона в этой части, поскольку, на наш взгляд, это не требует дополнительных затрат средств и не займет много времени, однако результат мог бы несколько улучшить ситуацию в судах Донецкой и Луганской областей», — отмечает Светлана Форощук.

Возникает вопрос: неужели за почти 4 года ожиданий кандидаты, которые стали победителями конкурса в судьи местных судов еще в ноябре 2013 года и которые не имели возможности быть назначенными судьями в связи с оккупацией частей Донецкой и Луганской областей, не имеют права на определенность и реализацию предоставленной им возможности, которая еще и законодательно предусмотрена?

Ранее «Судебно-юридическая газета» рассказывала, что происходит с судьями неработающих судов в зоне АТО.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Новые правила распределения судебных расходов и освобождения от них
Новости онлайн