Комитет Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности 8 мая одобрил законопроект 3354 авторства вице-спикера Руслана Стефанчука и двух других депутатов о внесении изменений в статьи Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса об усилении ответственности за невыполнение законных требований и препятствование деятельности народного депутата, Счетной палаты, депутата местного совета.
Ранее этот законопроект касался только изменений в статью 188-19 Кодекса об админправонарушениях, но 7 мая вице-спикер провел его «апгрейд» и добавил изменения в УК, а также увеличил штрафы по КоАП.
Кроме того, в диспозицию статьи КоАП вводится административная ответственность за непредоставление ответа на обращение или запрос депутата.
В обоснование необходимости принятия законопроекта его авторы ссылаются на то, что «в сегодняшних условиях все чаще встречаются случаи, когда депутатские обращения и запросы игнорируются лицами, которым они направлены. Ответы на обращения и запросы нередко являются формальными, адресаты фактически не реагируют на вопросы и требования, предъявляемые в них, а также не предоставляют информации, которая требуется».
Для реализации указанной цели предлагается:
Внести изменения в статью 188-19 КоАП, согласно которым повышаются санкции за несоблюдение установленных законом сроков предоставления ответа на обращение народного депутата Украины, непредоставление (добавляется термин «непредоставление»), предоставление ложной или неполной информации на такое обращение, за несоблюдение установленных законом сроков предоставления ответа на запрос народного депутата Украины, непредоставление, предоставление ложной или неполной информации на такой запрос и за невыполнение законных требований Счетной палаты, члена Счетной палаты, создания препятствий в их работе при осуществлении ими своих полномочий, предоставление ложной или неполной информации или непредоставление информации в срок, установленный законом.
В частности, если сейчас за несоблюдение сроков ответа на обращение депутата штраф составляет от 170 до 425 грн, то предлагается увеличить его до 5950 грн. А если речь идет уже о депутатском запросе - то до 10200 грн.
Также авторы планируют внести изменения в статью 351 Уголовного кодекса, согласно которым предлагается увеличить размеры штрафов за невыполнение должностным лицом законных требований народного депутата Украины, депутата местного совета, создание искусственных препятствий в их работе, предоставление им заведомо ложной информации и за невыполнение должностным лицом законных требований комитетов Верховной Рады Украины, временных следственных комиссий Верховной Рады Украины или специальной временной следственной комиссии.
Проанализировав данный законопроект, Главное научно-экспертное управление ВР обратило внимание на следующее.
«По нашему мнению, эффективность юридической ответственности зависит не только от вида или размера взыскания/наказания, но и от соблюдения принципа неотвратимости такого взыскания/наказания. Так, например, по данным Государственной службы статистики Украины в 2018 году к субъектам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела, поступило всего 42 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 188-19 КоАП, по результатам рассмотрения которых было наложено лишь 5 административных взысканий. Учитывая, что конституционный состав Верховной Рады Украины составляет 450 народных депутатов Украины, и каждый избранный депутат ежегодно направляет различным адресатам сотни депутатских запросов и обращений, возникает вопрос о том, существует ли в действительности необходимость в изменении положений данной статьи. Ведь количество соответствующих административных дел очень незначительно по сравнению с тем количеством запросов и обращений, которые рассылаются народными депутатами Украины и на которые они, очевидно, получают должным образом подготовленные ответы».
В то же время отдел контроля Аппарата ВР, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 255 КоАП который уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1-4 ст. 188-19 КоАП, неоднократно обращал внимание на несовершенство механизма составления протоколов в таких случаях. Ведь местонахождение лиц, уполномоченных составлять протоколы о невыполнении законных требований народного депутата Украины, делает невозможным соблюдение большинства требований ст. 256 КоАП относительно содержания протокола об административном правонарушении. Это приводит к возвращению материалов об административных правонарушениях от органов, уполномоченных рассматривать такие дела, по формальным основаниям.
Учитывая указанное, отмечает ГНЭУ, для достижения цели законопроекта целесообразным выглядит внесение изменений в ст. 256 КоАП или дополнение Кодекса новой статьей, которой будут устанавливаться особенности составления протокола о несоблюдении установленных законом сроков предоставления ответа на обращение или запрос народного депутата Украины.
«Например, такой протокол может быть составлен без присутствия лица, совершившего административное правонарушение, а также иметь другие особенности, упрощающие процедуру фиксации административных правонарушений в условиях, когда лицо, которое составляет такой документ, территориально удалено от лица, привлекаемого к ответственности», - подчеркивает ГНЭУ.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.