Почему Зеленский подписал и тут же раскритиковал закон о послаблениях в декларировании чиновников и депутатов

08:40, 1 июня 2021
Можно ли будет депутатам заниматься бизнесом по новому Закону «Об усовершенствовании отдельных аспектов декларирования», и почему Зеленский после подписания закона потребовал переписать его.
Почему Зеленский подписал и тут же раскритиковал закон о послаблениях в декларировании чиновников и депутатов
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В Украине появился новый интересный прецедент, когда Глава государства подписывает закон, но тут же критикует его и требует изменить (вместо наложения вето). Так произошло с изменениями в закон о предотвращении коррупции, вокруг которых уже состоялась заочная, но горячая дискуссия между Владимиром Зеленским и Дмитрием Разумковым.

Эти же изменения успел раскритиковать экс-Генпрокурор Руслан Рябошапка.

«Президент ввел в жизнь изменения в закон о предотвращении коррупции, которые создают предпосылки для коррупции. Закон, который президент подписал, кроме технических деталей, содержит два важных нюанса:

1) фактически позволяет чиновникам и политикам заниматься бизнесом, будучи на должности;

2) выводит из-под декларирования операции по обмену валюты в крупном размере.

Первая коррупционная норма позволяет чиновникам, не прячась, продолжать работать на свой бизнес, используя для этого должность или мандат депутата. Вторая норма позволяет легализовать «конверты» с теневыми доплатами, полученные чиновниками или депутатами», - подчеркнул Рябошапка. 

Почему Зеленский раскритиковал закон

В Украине готовятся принять закон о «налоговой амнистии» для граждан, по которому им предлагается задекларировать наличные средства, отнеся их в банк и заплатив государству 5%. При этом данный закон не будет распространяться на чиновников и самих депутатов, мол, для них и так уже действует декларирование в рамках Закона «О предотвращении коррупции». Вместе с тем, для себя не так давно депутаты приняли ряд послаблений.

Так, 29 мая Офис Президента сообщил, что Владимир Зеленский подписал принятый Верховной Радой Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных аспектов декларирования» №1443-IX, который Верховная Рада приняла 29 апреля 2021 года (законопроект 5173).

Как отмечает Офис, «Закон совершенствует кампанию антикоррупционного декларирования лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, в текущем году. В частности, документ вводит нижний предел в 0,25 прожиточного минимума, до которого не осуществляется передача в управление ценных бумаг акционерного общества (АО). Кроме того, закон выводит из-под декларирования операции по обмену валют. Такие операции также не требуют подачи уведомления о существенных изменениях в имущественном состоянии».

Вместе с тем, Офис Президента отмечает в своем сообщении, что Зеленский раскритиковал ряд положений только что подписанного им нового закона.

«Глава государства направил письмо Премьер-министру Денису Шмыгалю, в котором призвал правительство безотлагательно подготовить и внести в Верховную Раду проект изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» с целью повышения прозрачности процедуры декларирования.

В частности, Владимир Зеленский акцентирует внимание на необходимости четкого определения срока, в течение которого в отношении чиновника после его назначения или избрания не будут действовать ограничения по прекращению предпринимательской деятельности или прекращению его полномочий в составе правления, наблюдательных советов компаний.

Кроме того, по мнению Президента, должен быть восстановлен тридцатидневный период, в течение которого должностные лица обязаны передать в управление другим лицам принадлежащие им предприятия и корпоративные права.

Также нуждается в уточнении положение о том, что требования о передаче в управление другому лицу не применяются именно в части акций акционерного общества совокупной номинальной стоимостью не более 0,25 прожиточного минимума, в котором лицо назначено или избрано на должность, и которые в совокупности не превышают 5% голосующих акций АО, подчеркивает Глава государства в письме.

Владимир Зеленский также отмечает необходимость обязательного декларирования операций по покупке/продаже иностранной валюты субъектов декларирования или членов их семей, если сумма превышает 50 прожиточных минимумов.

Президент также выступает за возобновление обязательной полной проверки деклараций лиц, занимающих должности советника или помощника Председателя Верховной Рады, и проведения специальной проверки претендентов на эти должности», - сообщает ОП.

По сути, Зеленского – по крайней мере, судя по официальному сообщению, не устраивает содержание большей части нового, подписанного им же, закона. И тут возникает вопрос – почему закон был подписан, а не ветирован, как это обычно происходит.

Смогут ли чиновники и депутаты продолжать заниматься бизнесом

Подписанный Зеленским Закон вносит изменения в статью 25 Закона «О предотвращении коррупции», которые касаются ряда субъектов, включая Президента, руководителя Офисе Президента и его заместителей, руководства Верховной Рады, членов правительства, народных депутатов Украины, госслужащих, должностных лиц местного самоуправления, судей, членов Высшего совета правосудия, должностных лиц Государственной судебной администрации, прокуроров и пр.

Так, если раньше для них был установлен прямой запрет на то, чтобы, к примеру, оставаться в составе правления с момента получения должности, то теперь в законе прописано, что в течение 15 дней они должны осуществить определенные действия, направленные на прекращение своего участия в составе правления. То есть, не прекратить, а сделать определенные движения в этом направлении.

Статья 25 дополнена новой частью, где указывается, что лица, которые назначены или избраны на указанные выше должности и другие должности, определенные п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона, обязаны не позднее 15 рабочих дней осуществить действия, направленные на прекращение предпринимательской деятельности, прекращение полномочий в составе правления, других исполнительных или контролирующих органов, наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли.

Примечательно, что во время обсуждения этой поправки, которая, к слову, появилась только ко второму чтению, на заседании профильного Комитета ВР по вопросам антикоррупционной политики, НАПК, как орган, который вроде бы должен выступать за усиление контроля, поддерживал некоторые послабления для чиновников, а глава Антикоркомитета Верховной Рады Анастасия Радина, который вышла из среды общественных активистов, поддерживала их еще больше.

Так, начальник департамента антикоррупционной политики Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) Дмитрий Калмыков обосновывал на профильном Комитете это изменение следующим образом.

«Это недостаток в законодательстве, который на самом деле очень сильно нарушает права тех лиц, которые назначаются на соответствующие должности и не имеют достаточно времени, чтобы правомерно избавиться от соответствующего статуса. Это нужно для того, чтобы, не дай Бог, суд или правоприменительные органы не смотрели только в часть первую и не говорили, что есть нарушения этих требований и составляли соответствующие протоколы на лиц, то есть, чтобы обеспечить корреспондирование между частью первой и второй и таким образом, собственно, уберечься от необоснованного привлечения к юридической ответственности», - отметил он.

Впрочем, он настаивал на том, чтобы привязать срок к результату. То есть, чтобы лицо не просто осуществило направленные действия, а прекратило предпринимательскую деятельность или вышло из состава правления.

«Если читать сейчас предложенную редакцию части второй, следует, будто бы лицу достаточно принять любые меры, направленные на утрату этого статуса, и этого достаточно для того, чтобы, собственно, не считаться нарушителем этой нормы.

Нам кажется, что в этой истории главным является не принятие каких-то непонятных мероприятий, а достижение соответствующего результата, то есть потери соответствующего статуса. Поэтому с позиции профильного департамента НАПК эта норма должна была звучать таким образом, что, собственно, должны быть устранены обстоятельства в определенный срок. Мы не против, чтобы этот срок, например, был увеличен, например, до 30 дней, но хотели бы, чтобы речь шла не о каких-то абстрактных непонятных мероприятиях или действиях, а о результате», - подчеркнул глава департамента НАПК.

Однако с ним не согласилась глава Комитета Верховной Рады по вопросам антикоррупционной политики Анастасия Радина.

«Не может быть лицо привлечено к ответственности в ситуации, когда, например, лицом написано заявление о выходе из контролирующего или исполнительного органа предприятия, а предприятие не приняло меры для того, чтобы это заявление имело правовые последствия или еще более абсурдные ситуации, когда на уровне предприятия все оформлено, но по разным причинам или не произошел визит к государственному регистратору, или государственный регистратор не внес соответствующие изменения, и лицо продолжает быть указано там как руководитель, хотя лицо со своей стороны сделало все от него зависящее для того, чтобы эти правоотношения прекратить.

Судебная практика по этой статье как раз такая, что суд устанавливает, что лицо приняло меры, зависящие от него, и привлекает к ответственности только тогда, когда лицо не приняло зависящие от него меры. Поэтому судебная практика, она, в принципе, и так на стороне лица. В то же время было бы правильно, если бы в законе это правильно было отражено.

Поэтому мне кажется, все-таки есть смысл говорить «осуществить действия, направленные на прекращение предпринимательской деятельности». Все равно будут в каждом отдельном случае решать», - отметила она.

Также Комитет тогда поддержал увеличение срока для того, чтобы после назначения на должность чиновник смог передать в управление другому лицу принадлежащие ему предприятия и корпоративные права. Теперь для этого у него есть 60 дней, а не 30 (срок увеличен вдвое, что, собственно, раскритиковал Владимир Зеленский).

Данное предложение внесла народный депутат Галина Янченко, ссылаясь на то, что из-за карантина некоторые процессы в государстве замедлились.

«Увеличение этого срока – это значит, что увеличивается тот срок, когда лицо уже выполняет функции государства или местного самоуправления, одновременно обладая соответствующими корпоративными правами, соответственно, находится в перманентном конфликте интересов. С позиции Национального агентства риски здесь значительно больше, чем потенциальная польза», - заявил Калмыков, но его не услышали.

Также чиновников, судей и депутатов освободили от декларирования операций по покупке, продаже или обмену иностранной валюты.

Анастасия Радина посетовала, что такое послабление уже предлагалось, но «к сожалению, не было поддержано в зале», хотя было «предварительное согласие комитета добавить эту поправку».

Представитель НАПК частично с таким изменением согласился, хотя и добавил, что «в нашей стране очень часто происходят довольно значительные так называемые «прыжки курсов», в связи с чем двойная конвертация может приводить к существенным доходам или потерям». «Собственно, такими переходами могут пользоваться лица, совершившие коррупционные преступления, которые незаконно обогащаются и приобретают необоснованные активы, скрывая их в псевдовалютных операциях. Один простой пример, например, длиной в 6 месяцев: если вы в июне 2013 года купили 100 000 долларов по курсу 8, а в феврале 2014 продали эти же 100 000 долларов по курсу 30, то значит, получили доход на 2,2 миллиона гривен. И вполне вероятно, что люди, указывая такие доходы, будут говорить, что просто сделали двойную конвертацию. Собственно, мы создаем возможность для таких лиц такой кормушки, в которой они затем будут скрывать свою неправомерную выгоду. Поэтому нам кажется, это очень существенный коррупционный риск», - отметил он.

Также новый закон устанавливает, что не подлежат декларированию общественные приемные депутатов.

Представитель НАПК в данном случае заявил, что «в общем, по сути, мы, в принципе, не против не декларировать такие объекты».

«Мы, правда, и не видим, в чем проблема декларирования. Но нам кажется, что это слишком казуальный подход. Просто, чтобы не была история, мы откроем ящик Пандоры, также начнут туда еще какие-то, после общественных приемных еще какие-то помещения, чтобы у нас закон не превратился ...» - начал он, но на этом его Анастасия Радина прервала.

Отметим, что новый закон о послаблениях для чиновников и депутатов вступит в силу сразу после его опубликования.

Ниже приводим сравнительную таблицу было/стало.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Антоніна Славицька
    Антоніна Славицька
    народний депутат України, кандидат юридичних наук
  • Віталій Зуєв
    Віталій Зуєв
    суддя Верховного Суду у Касаційному господарському суді
  • Наталія Палюх
    Наталія Палюх
    суддя Залізничного районного суду м. Львова
  • Світлана Таран
    Світлана Таран
    суддя Південно-західного апеляційного господарського суду