Судебная реформа: что ждет судебную систему, кроме перезапуска ВККС и ВСП

18:15, 3 августа 2021
Президент подписал два закона, запускающие судебную реформу: что они меняют в судебной системе.
Судебная реформа: что ждет судебную систему, кроме перезапуска ВККС и ВСП
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Президент Украины Владимир Зеленский подписал два Закона, запускающие судебную реформу:

  • О внесении изменений в некоторые законы Украины о порядке избрания (назначения) на должности членов Высшего совета правосудия и деятельности дисциплинарных инспекторов Высшего совета правосудия (законопроект № 5068 от 02.2021);
  • О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законы Украины о возобновлении работы Высшей квалификационной комиссии судей Украины» (законопроект № 3711-д от 29.01.2021).

Изменения вносятся в ряд законодательных актов, в первую очередь Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», в Закон «О Высшем совете правосудия», а также в КАСУ, в Регламент Верховной Рады.

Собственно саму судебную систему эти законы не меняют, в том числе они не затрагивают Государственную судебную администрацию.

«Судебно-юридическая газета» разбиралась, что означают для судебной власти изменения в законодательстве.

Будут ли создаваться новые суды

Реформа децентрализации и изменение территориального устройства Украины подталкивают власть к изменению количества судов и их месторасположения со всеми вытекающими последствиями.

Соответственно, изменился и подход к образованию и ликвидации судов.

Суд образуется, реорганизуется и ликвидируется законом. Проект закона об образовании, реорганизации или ликвидации суда вносит в Верховную Раду Украины Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия.

Основаниями для создания, реорганизации или ликвидации суда является изменение системы судоустройства, необходимость обеспечения доступности правосудия, оптимизации расходов государственного бюджета или изменение административно-территориального устройства.

Образование суда будет происходить путем создания нового суда или реорганизации (слияния, разделения) судов.

Напомним, что еще в мае начала обсуждаться новая «карта судов». Ее разработку начинали с первых восьми областей: Волынской, Херсонской, Николаевской, Одесской, Днепропетровской, Запорожской, Ивано-Франковской и Житомирской. Потом добавили Львовскую, Полтавскую, Ровненскую и Сумскую области.

Ориентировочно, в вышеназванных областях количество судов предлагалось определить следующим образом.

 

Область

Пока действующие местные суды

Будет действовать окружных судов с 2022-2023 гг.

 

Волынская

 

17

 

5

 

Херсонская

 

22

 

6-8

 

Николаевская

 

23

 

5

 

Одесская

 

33

 

14

 

Днепропетровская

 

46

 

16

 

Запорожская

 

24

 

8

 

Ивано-Франковская

 

17

 

6

 

Житомирская

 

25

 

8

Из 29 местных судов Львовской области хотели оставить 11 окружных судов, из 31 суда Полтавской области – 10 судов, из 18 судов Ровненской области - 6 судов, а из 20 местных судов Сумской области – также 6 судов.

К осени 2021 года предполагалось уже полностью подготовить новую карту окружных судов.

В настоящее время приоритетным считается «кустовой» способ формирования новой «карты судов» - то есть, при общем сокращении количества судов будут созданы базовые укрупненные суды в конкретных районах с сохранением их «филиалов». Такой вариант, в числе прочего, позволит избежать увольнения значительной части сотрудников аппаратов судов. 

Какое будет количество судей в судах

Количество судей в суде (кроме Верховного Суда) определяет Высший совет правосудия с учетом консультативного заключения Государственной судебной администрации Украины, судебной нагрузки и в пределах расходов, определенных в Государственном бюджете Украины на содержание судов и оплату труда судей.

В состав Верховного Суда входят судьи, количество которых определяет Высший совет правосудия с учетом консультативного заключения Пленума Верховного Суда.

Максимальное количество судей Верховного Суда не может превышать двухсот судей.

В составе высшего специализированного суда могут образовываться судебные палаты для рассмотрения отдельных категорий дел в первой инстанции, а также образуется апелляционная палата для рассмотрения дел в апелляционной инстанции. Апелляционная палата высшего специализированного суда действует в его составе на основе институциональной, организационной, кадровой и финансовой автономии. Количество судей в апелляционной палате высшего специализированного суда определяет в пределах общего количества судей высшего специализированного суда Высший совет правосудия с учетом консультативного заключения Государственной судебной администрации Украины.

11 июня Рада судей одобрила проект Методики определения нормативов кадрового обеспечения местных и апелляционных судов относительно численности судей.

Ориентировочно судебной системе потребуется 8136 судей.

По данным «Судебно-юридической газеты», согласно этой методике предполагается следующее общее количество судей в судах различных юрисдикций и инстанций (это ориентировочные данные, так как документ еще будет обсуждаться ВСП):

Местные общие суды – 4 478 (штатное количество судей в этих судах согласно приказам ГСА – 4348, а судей с полномочиями по состоянию на 1 марта 2021 года – 2954).

Апелляционные общие суды – 857.

Апелляционные административные суды – 516.

Хозяйственные апелляционные суды – 186.

Окружные административные суды – 1493.

Местные хозяйственные суды – 606.

Председатель Рады судей Украины Богдан Монич полагает, что процесс оптимизации позволит привести к единому показателю нагрузки на судей местных общих судов по количеству рассматриваемых ими дел.

По словам главы РСУ, после оптимизации нагрузка на судей должна будет выровняться и находиться в пределах 600-650 дел на каждого судью местного общего суда в год.

Перезапуск ВККС

Высшая квалификационная комиссия судей Украины состоит из шестнадцати членов, восемь из которых назначаются из числа судей или судей в отставке.

ВККС считается полномочной при условии назначения в ее состав не менее одиннадцати членов, по меньшей мере, шесть из которых назначены из числа судей или судей в отставке.

В случае истечения срока полномочий члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, в результате чего Высшая квалификационная комиссия судей Украины будет считаться неполномочной, такой член Комиссии продолжает исполнять свои полномочия до дня назначения на его должность другого лица, но не более трех месяцев.

Членом ВККС может быть гражданин Украины, владеющий государственным языком, имеющий высшее юридическое образование, стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пятнадцати лет и соответствующий критериям добропорядочности и профессиональной компетентности.

Назначение на должность члена ВККС осуществляется Высшим советом правосудия по результатам конкурса сроком на четыре года.

Одно и то же лицо не может занимать должность члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины более двух сроков подряд.

Положение о проведении конкурса на занятие должности члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, методология оценки соответствия кандидата критериям добропорядочности и профессиональной компетентности кандидатов на занятие должности члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, показатели соответствия критериям такой оценки и средства их установления утверждает Конкурсная комиссия.

Конкурсная комиссия проводит отбор кандидатов на должность члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, отвечающих критериям добропорядочности и профессиональной компетентности, из расчета не менее двух кандидатов на одну вакантную должность члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

По результатам проведенного конкурса на занятие должности члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины Конкурсная комиссия формирует перечень кандидатов, соответствующих критериям добропорядочности и профессиональной компетентности, и передает его в Высший совет правосудия.

Высший совет правосудия проводит собеседование с рекомендованными Конкурсной комиссией кандидатами открыто и принимает по ее результатам обоснованное и мотивированное решение о назначении или об отказе в назначении отобранных кандидатов на вакантные должности членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

Высший совет правосудия назначает членов Конкурсной комиссии для проведения конкурса на занятие должности члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины из числа лиц, предложенных субъектами формирования Конкурсной комиссии, в течение пяти дней со дня получения предложений от субъектов формирования.

Субъектами формирования Конкурсной комиссии является Рада судей Украины, Рада прокуроров Украины, Рада адвокатов Украины и Национальная академия правовых наук Украины в лице Президиума.

В состав Конкурсной комиссии входят:

1) три человека из числа судей или судей в отставке, предложенные Радой судей Украины;

2) один человек, предложенный Радой прокуроров Украины;

3) одно лицо, предложенное Радой адвокатов Украины;

4) одно лицо, предложенное Национальной академией правовых наук Украины в лице Президиума.

Каждый субъект формирования Конкурсной комиссии предлагает на рассмотрение Высшего совета правосудия не менее двух кандидатов в состав конкурсной комиссии или согласовывает предложение общего списка кандидатов.

Конкурсная комиссия начинает работу при условии назначения не менее четырех членов Конкурсной комиссии.

Срок полномочий члена Конкурсной комиссии составляет четыре года со дня назначения, без права быть назначенным повторно.

Решение Конкурсной комиссии принимается, если за него проголосовали не менее четырех членов Конкурсной комиссии.

В составе Высшей квалификационной комиссии судей Украины действуют две палаты, в каждую из которых входят по восемь членов Комиссии.

В случае необходимости Комиссия может принять решение о привлечении членов одной палаты к работе другой палаты.

Коллегия Высшей квалификационной комиссии судей Украины формируется не менее чем из трех членов Комиссии.

Право на обращение с жалобой на судью, на сообщение о совершении дисциплинарного проступка судьей имеет любое лицо. Граждане осуществляют указанное право лично или через адвоката, юридические лица - через адвоката, органы государственной власти и органы местного самоуправления - через своих руководителей или представителей.

Адвокат обязан проверить факты, которые могут повлечь за собой дисциплинарную ответственность судьи для подачи соответствующей жалобы.

Первый состав Конкурсной комиссии формируется из трех человек из числа судей или судей в отставке, предложенных Радой судей Украины, и трех лиц, предложенных международными организациями, которые в течение последних пяти лет предоставляют Украине международную техническую помощь в сфере судебной реформы и/или предотвращения и противодействия коррупции. Такие международные и иностранные организации согласовывают общий список кандидатов.

Перечень международных и иностранных организаций, которые в течение последних пяти лет предоставляют Украине международную техническую помощь в сфере судебной реформы и/или предотвращения и противодействия коррупции, формируется Министерством иностранных дел Украины и направляется в Высший совет правосудия в течение пяти дней со дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" и некоторые законы Украины относительно возобновления работы Высшей квалификационной комиссии судей Украины».

«Судебно-юридическая газета» еще в июле обращалась в МИД с запросом о перечне таких организаций, но тогда в МИДе ответили, что не владеют такой информацией (на тот момент).

Председатель Высшего совета правосудия или лицо, исполняющее его обязанности, обращается к субъектам формирования Конкурсной комиссии по представлению кандидатур в ее состав не позднее следующего рабочего дня со дня получения перечня международных и иностранных организаций.

Субъект формирования Конкурсной комиссии подает в Высший совет правосудия список кандидатов в состав конкурсной комиссии в течение тридцати дней со дня поступления соответствующего обращения председателя Высшего совета правосудия или лица, исполняющего его обязанности.

В случае, если международные организации, которые в течение последних пяти лет предоставляют Украине международную техническую помощь в сфере судебной реформы и/или предотвращения и противодействия коррупции, в определенный срок не предложили лиц в состав Конкурсной комиссии или предложили количество лиц, недостаточное для формирования полномочного состава Конкурсной комиссии, то кандидатов в состав Конкурсной комиссии в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от Высшего совета правосудия предлагают Рада прокуроров Украины, Рада адвокатов Украины, Национальная академия правовых наук Украины в лице Президиума.

Председатель Высшего совета правосудия или лицо, исполняющее его обязанности, назначает членов первого состава Конкурсной комиссии не позднее пяти дней со дня получения от всех субъектов формирования Конкурсной комиссии списков рекомендованных кандидатов.

Решение первого состава Конкурсной комиссии является принятым, если за него проголосовали не менее четырех членов Конкурсной комиссии, из которых двое - предложенные международными организациями.

В случае одинакового количества голосов «за» и «против», голоса международных экспертов являются решающими.

О том, что выборы в ВККС могут начаться уже в октябре, «Судебно-юридическая газета» уже писала ранее.

Также сообщалось, что Рада судей согласилась делегировать своих представителей в Конкурсную комиссию по избранию членов ВККС

О том, почему решающее слово при формировании ВККС будет за международными экспертами, объясняли представители парламентской фракции «Слуга народа».

Перезагрузка Высшего совета правосудия

Изменения в порядке формирования Высшего совета правосудия предусматривают создание Этического совета в составе трех представителей Совета судей Украины и трех международных экспертов, рекомендованных международными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере противодействия коррупции.

Данный совет должен провести разовую проверку действующих членов Высшего совета правосудия (кроме председателя Верховного Суда) на добропорядочность, а также проводить проверки всех кандидатов на должности членов ВСП в независимости от субъекта выдвижения.

По результатам оценивания Этический совет может принять решение о внесении в соответствующий орган, избравший (назначивший) члена Высшего совета правосудия, рекомендации об увольнении члена ВСП.

Со дня внесения Этическим советом указанного решения член Высшего совета правосудия, в отношении которого принято такое решение, отстраняется от должности, а его полномочия приостанавливаются до принятия решения органом, который избрал (назначил) этого члена Высшего совета правосудия.

В случае внесения Этическим советом соответствующему органу, который избрал (назначил) члена Высшего совета правосудия, рекомендации об увольнении члена Высшего совета правосудия этот орган должен его рассмотреть в течение трех месяцев с момента внесения такой рекомендации и принять соответствующее решение.

На рассмотрение представления Этического совета указанным субъектам выдвижения дается три месяца. Если они за это время не примут решений, то член ВСП считается уволенным.

Голоса иностранных экспертов при голосовании в Этическом совете будут иметь преимущество перед представителями Совета судей Украины.

Первый состав Этического совета начнет работу при условии назначения не менее четырех членов Совета. Решения будут приниматься большинством голосов от присутствующих, если только оно поддержано двумя голосами членов Этического совета, предложенных международными организациями.

В случае одинакового количества голосов «за» и «против» проводится повторное голосование. В случае одинакового количества голосов «за» и «против» при повторном голосовании голоса членов Этического совета, из которых, по крайней мере, двое являются международными экспертами, являются решающими.

Конкурс на занятие должностей дисциплинарных инспекторов Высшего совета правосудия объявляется после завершения оценки соответствия членов Высшего совета правосудия (кроме Председателя Верховного Суда) критериям профессиональной этики и добропорядочности, в течение одного года со дня вступления в силу Закона.

Служба дисциплинарных инспекторов Высшего совета правосудия формируется из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пятнадцати лет, из которых не менее восьми лет совокупного стажа работы - на должностях судьи, прокурора, адвоката.

Дисциплинарные инспекторы Высшего совета правосудия назначаются на должности по результатам конкурса.

Дисциплинарный инспектор Высшего совета правосудия:

1) проводит предварительную проверку дисциплинарной жалобы, переданной ему по результатам автоматизированного распределения дел;

2) анализирует материалы дисциплинарных дел;

3) собирает в случае необходимости информацию, документы, другие материалы;

4) готовит проекты постановлений и решений дисциплинарной палаты и Высшего совета правосудия в рамках дисциплинарного производства в отношении судьи;

5) анализирует материалы по жалобам на решения по дисциплинарным делам в отношении судей и прокуроров, готовит проекты выводов и решений Высшего совета правосудия;

6) анализирует и обобщает практику осуществления дисциплинарных производств и принятых решений о привлечении или отказе в привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.

Как изменится подсудность отдельных дел

Внесены изменения в КАСУ, согласно которым Верховному Суду, как суду первой инстанции, подсудны дела:

- по установлению Центральной избирательной комиссией результатов выборов или всеукраинского референдума;

- по иску о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины;

- по обжалованию актов, действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, решений, действий или бездействия органов, которые выбирают (назначают), увольняют членов Высшего совета правосудия;

- по вопросам избрания (назначения) на должности членов высшего совета правосудия, освобождение их от таких должностей, бездействия Кабинета Министров Украины относительно невнесения в Верховную Раду Украины законопроекта во исполнение (реализацию) решение украинского народа о поддержке вопросов общегосударственного значения на всеукраинском референдуме по народной инициативе.

Кроме того, Верховному Суду, как суду первой инстанции, подсудны дела относительно решений, действий или бездействия органов, которые оценивают членов Высшего совета правосудия. Большая Палата Верховного Суда будет выступать в таких делах как суд апелляционной инстанции.

Как изменится размер вознаграждения судей

Изменения, внесенные в пункт 3 части третьей статьи 135 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», предусматривают, что базовый размер должностного оклада судьи Верховного Суда составит 75 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, размер которого установлен на 1 января календарного года.

При этом об изменении вознаграждения судей других судов ничего не говорится.

Если говорить о зарплатах работников аппаратов судов, то парламентом рассматривается несколько концепций ее реформирования.

Так, рабочая группа в Верховной Раде работает над законопроектом о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» с целью определения схемы должностных окладов работников судов и органов судебной власти.

Законопроектом предлагается определить минимальный должностной оклад работника аппарата суда первой инстанции в соотношении до 20% должностного оклада судьи первой инстанции. Размер заработной платы работника будет состоять из основного фиксированного оклада и премии.

Также предусматривается установление размера должностных окладов в судах, юрисдикция которых распространяется на одну или несколько областей, а именно хозяйственных, административных и апелляционных на уровне 25% от судейского оклада.

Кроме того, Верховная Рада рассматривает и другой проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно нормирования оплаты труда помощников судей и секретарей судебного заседания (рег. № 5361 от 12.04.2021).

В нем предлагается должности помощников судьи, секретарей судебного заседания отнести к должностям патронатной службы и установить для них квалификационные требования. Также, согласно законопроекту, они будут работать по срочному трудовому договору.

Судья будет лично осуществлять распределение месячного фонда заработной платы в пределах общего фонда, который устанавливается ему для оплаты труда помощников судей и секретарей судебного заседания.

Размер общего Фонда предлагается установить для оплаты труда помощников судей и секретарей судебного заседания в зависимости от нагрузки на судей.

Ранее сообщалось, что Глава государства поставил подписи под документами по возобновлению работы ВККС и о порядке избрания (назначения) на должности членов ВСП.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Закон о мобилизации: последствия для военнообязанных, что будет с отсрочкой
Telegram канал Sud.ua
Закон о мобилизации: последствия для военнообязанных, что будет с отсрочкой
Сегодня день рождения празднуют
  • Володимир Келеберда
    Володимир Келеберда
    заступник голови Окружного адміністративного суду міста Києва
  • Анна Кузьменко
    Анна Кузьменко
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва
  • Андрій Місінкевич
    Андрій Місінкевич
    суддя Хмельницького міськрайонного суду Хмельницької області
  • Світлана Чудних
    Світлана Чудних
    суддя Харківського окружного адміністративного суду
  • Олександр Журавльов
    Олександр Журавльов
    суддя Одеського апеляційного суду