Ранее «Судебно-юридическая газета» писала, что Министерство иностранных дел предоставило четкий ответ на запрос нашего издания относительно правового статуса Меморандума с МВФ.
Мы ставили вопрос, в частности, о том, является ли Меморандум частью национального законодательства Украины и подлежал ли он ратификации парламентом. И получили ответ – не является и не подлежал. Кроме того, МИД отметил, что Меморандум с МВФ – это не международный договор, а сам МВФ не является субъектом международного права.
Абсолютно такой же вопрос мы поставили перед Министерством юстиции Украины в рамках запроса о публичной информации. Ведь именно Министерство юстиции в лице министра Дениса Малюськи активно комментировало данный Меморандум.
«Это не то, что в Вашингтоне кто-то посидел, посмотрел в потолок и подумал – «а давайте мы сейчас Высший совет правосудия пропустим через сито оценивания на предмет добропорядочности».
Это не навязанный инструмент. Это рецепт, который был продуман украинскими экспертами, оцененный на предмет его конституционности и предложенный к Программе. Как, собственно, и 95 процентов всей программы сотрудничества с МВФ.
Происхождение, идеи и обоснование 95% всей программы — это не США, а украинские чиновники и эксперты, которые предложили соответствующие идеи», – подчеркнул Денис Малюська.
Однако заместительница министра Валерия Коломиец посчитала, что Минюст не уполномочен отвечать на такие сложные вопросы, как статус Меморандума.
«Ваше звернення не стосується питань, які пов’язані із діяльністю Мінюсту», – написала она. При этом переадресовав запрос на Министерство финансов.
Впрочем, стоит отметить, что согласно действующему Положению о Минюсте, Минюст «підтримує тексти актів законодавства у контрольному стані, веде їх облік та здійснює зберігання; веде облік та здійснює зберігання чинних міжнародних договорів України, актів законодавства держав, з якими здійснюється обмін правовою інформацією»; «здійснює офіційне опублікування нормативно-правових актів, чинних міжнародних договорів України»; «вирішує у межах повноважень, передбачених законом, питання, що випливають із загальновизнаних норм міжнародного права та міжнародних договорів України, згода на обов’язковість яких надана Верховною Радою України»; «організовує виконання і надає методичну допомогу судам та іншим органам державної влади під час виконання міжнародних договорів України з питань, що належать до компетенції Мін’юсту»; «у межах повноважень, передбачених законом, бере участь у діяльності міжнародних організацій, членом яких є Україна, та вживає заходів для виконання зобов’язань, що випливають із членства України в цих організаціях» и пр.
А также «проводить правову експертизу проектів міжнародних договорів України, готує висновки щодо здійснення внутрішньодержавних процедур, необхідних для набрання чинності такими договорами, а також юридичні висновки, інші матеріали, необхідні для набрання чинності міжнародними кредитними (гарантійними) договорами України».
Таким образом, Минюст в силу законодательства обязан знать, является ли Меморандум с МВФ международным договором, ведь он обязан вести учет таких договоров и проводить их правовую экспертизу.
Хотя, возможно, в данном случае Валерия Коломиец действительно не является компетентной в этом вопросе.
Напомним, ранее она заявила, что вопросы вынесения тех или иных законопроектов на рассмотрение комитетов и Верховной Рады – это вовсе не вопрос исполнительной власти.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.