Получение согласия второго родителя на выезд ребенка за границу: Рада готовится менять закон

08:45, 27 января 2022
Верховная Рада урегулирует вопрос предоставления согласия родителем на вывоз за пределы Украины ребенка, не достигшего 16-летнего возраста.
Получение согласия второго родителя на выезд ребенка за границу: Рада готовится менять закон
Источник фото: ubr.ua
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Комитет по гуманитарной и информационной политике рекомендовал Верховной Раде принять за основу правительственный проект Закона относительно решения родителями вопросов временного выезда детей за пределы Украины 6146.

Проектом Закона:

  • определяется четкий перечень оснований, когда временный выезд за пределы Украины ребенка, не достигшего 16-летнего возраста, в сопровождении одного из родителей разрешается без согласия второго родителя;
  • предполагается, что согласие одного из родителей на временный выезд ребенка будет действовать в течение 3 лет;
  • вводится возможность оформления такого согласия в электронной форме без нотариального удостоверения;
  • устанавливается обязанность внесения нотариусом сведений в случае удостоверения им согласия на временный выезд ребенка в Государственный реестр актов гражданского состояния граждан.

Как отмечает Минюст в лице Дениса Малюськи, целью проекта является обеспечение возможности предоставления каждым из родителей-гражданином Украины согласия на временный выезд за пределы Украины ребенка, не достигшего 16-летнего возраста, в сопровождении второго родителя путем внесения сведений о таком согласии в Государственный реестр актов гражданского состояния граждан непосредственно одним из родителей через Единый государственный веб-портал электронных услуг или нотариусом на основании нотариально удостоверенного им письменного согласия.

В статье 313 Гражданского кодекса установлено, что физическое лицо, не достигшее 16 лет, имеет право на выезд за пределы Украины только с согласия родителей (усыновителей), попечителей и в их сопровождении или в сопровождении лиц, уполномоченных ими, кроме случаев, предусмотренных законом.

Указанная норма, с точки зрения ее практической реализации, на сегодня предусматривает, что выезд ребенка за пределы Украины в сопровождении одного из родителей требует предоставления заявления о соответствующем согласии второго родителя, подлинность подписи на котором нотариально удостоверяется.

В условиях, когда взгляды родителей на выезд ребенка за границу совпадают, обсуждаемое правило работает нормально. Однако, если по соответствующему вопросу мнения родителей разные (чаще это случается после прекращения брака и проживания одним из родителей отдельно), интересы ребенка оказываются под угрозой.

Безосновательное непредоставление одним из родителей согласия на выезд ребенка за границу в сопровождении второго родителя больше всего поражает интересы детей до 16 лет, участвующих в международных спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, олимпиадах и т. д. за пределами Украины.

Еще одна категория проблемных ситуаций определяется случаями, когда второй родитель соглашается на выезд ребенка за границу в сопровождении второго родителя, однако в результате пребывания в соответствующий момент на значительном расстоянии, в частности за пределами Украины или на временно оккупированной территории, или по другим причинам не имеет возможности оперативно оформить и передать второму родителю заявление о согласии на выезд ребенка за границу.

Имеют место также ситуации, когда один из родителей полностью прекращает общение с ребенком, не принимает никакого участия в воспитании, не занимается его дальнейшей судьбой, не сообщает новое место своего проживания, в результате чего отсутствует объективная возможность не только получить соответствующее согласие, а также обратиться к нему с просьбой о его получении.

В конце концов, наиболее позорные и циничные случаи попрания прав ребенка случаются, когда один из родителей не просто не участвует в воспитании и содержании ребенка, но и ставит условием оформления им согласия на выезд ребенка за границу предоставление ему вторым родителем денежной компенсации.

Во всех указанных ситуациях не обеспечивается достижение одной из целей регулирования семейных отношений, определенных в ч. 2 статьи 1 Семейного кодекса Украины (обеспечение каждого ребенка возможностью духовного и физического развития), а также не соблюдается правило статьи 33 Конституции, согласно которой каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно покидать территорию Украины, за исключением ограничений, устанавливаемых законом.

Кроме того, в случае, когда у одного родителя есть финансовая и другая возможность выезда с ребенком за границу с целью обеспечения его лечения, обучения, отдыха или культурного досуга, необоснованный отказ второго родителя дать согласие на такой выезд или отсутствие такого согласия ведет к нарушению прав ребенка, гарантированных Конвенцией о правах ребенка 1989 года.

Эволюция законодательства

Первым шагом в направлении защиты прав ребенка стало принятие Закона от 7 декабря 2017 года № 2234-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усилении защиты права ребенка на должное содержание путем усовершенствования порядка принудительного взыскания задолженности по уплате алиментов», который вступил в силу 6 февраля 2018 года. Этим Законом была снята категоричность части первой статьи 157 Семейного кодекса Украины путем дополнения ее исключением «кроме случая, предусмотренного частью пятой статьи 157 настоящего Кодекса». При этом новая часть пятая указанной статьи, в частности, провозглашала: «Тот родитель, с кем по решению суда проживает ребенок, самостоятельно решает вопрос о временном выезде ребенка за пределы Украины с целью лечения, обучения ребенка за границей, отдыха, при наличии справки, выданной органом государственной исполнительной службы, о наличии задолженности по уплате алиментов, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за 6 месяцев».

Впрочем, отмечает Минюст, эта норма была недостаточно эффективной в аспекте защиты прав и интересов детей, а также полностью игнорировала интересы родителей, кто своевременно не платил алименты.

Поэтому Законом от 3 июля 2018 года № 2475-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о создании экономических предпосылок для усиления защиты права ребенка на должное содержание» (вступил в силу 28 августа 2018) ч. 5 статьи 157 Семейного кодекса Украина изложили в новой редакции.

Ключевые изменения заключались в том, что родитель, с которым проживает ребенок (кроме случаев применения к нему мер принудительного исполнения решения об установлении свидания с ребенком или устранения препятствий в таком свидании) получил право самостоятельно решать вопросы выезда с ребенком за границу на срок не более одного месяца с целью его лечения, обучения, оздоровления и отдыха, участия в различных мероприятиях с одновременной обязанностью информировать второго родителя о таком выезде.

При этом соответствующее право можно реализовать и для выезда на срок больше месяца, если: 1) второй родитель просрочил на 4 месяца уплату алиментов; 2) второй родитель просрочил на 3 месяца уплату алиментов в пользу ребенка с инвалидностью или с серьезным заболеванием. Соответствующие изменения, считает Минюст, доказали свою действенность.

Так, по статистическим данным территориальных органов государственной исполнительной службы количество справок о наличии задолженности по исполнительным документам о взыскании алиментов составило: 2018 год – 2,8 тыс.; 2019 год – 8,8 тыс.; 2020 год – 9,6 тыс.; полугодие 2021 года – 5,8 тыс. «Таким образом, в последние годы семейное законодательство Украины в части регулирования вопросов выезда детей за границу преодолело значительный эволюционный путь, однако нынешнее положение дел в этой сфере, к сожалению, нельзя назвать совершенным», - считает Минюст.

Оформление согласия родителей исключительно через нотариальное удостоверение для подлинности подписи на соответствующем заявлении требует усилий, средств и времени. В современных условиях для минимизации неудобств и ускорения соответствующих процессов вполне обоснованно обеспечение возможности предоставления такого согласия в электронной форме с использованием электронной подписи.

Кроме того, правила оформления нотариусом родительского согласия являются в определенной степени противоречивыми.

С одной стороны, закон говорит о нотариальном удостоверении такого согласия, с другой стороны, Закон Украины «О нотариате» не предусматривает удостоверение нотариусом согласия одного из родителей на временный выезд ребенка за границу как отдельную разновидность нотариальных действий.

Как следствие, на практике такое согласие оформляется через нотариальное удостоверение подлинности подписи отца/матери на заявлении о предоставлении соответствующего согласия. Разница состоит в том, что нотариус, удостоверяя подлинность подписи, не удостоверяет факты, изложенные в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.

Таким образом, нотариус, удостоверяя подлинность подписи одного из родителей на заявлении, непосредственно не удостоверяет факт соответствующего согласия и тот факт, что подписант является отцом/матерью ребенка. Бремя проверки всех этих фактов возлагается полностью на сотрудника Государственной пограничной службы. Такой алгоритм не исключает ошибок и злоупотреблений. Соответственно, необходимо введение отдельного нотариального действия, которое будет предусматривать удостоверение нотариусом согласия родителей (усыновителей), опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей на временный выезд за пределы Украины ребенка, не достигшего 16 лет.

Недостатком нынешнего состояния правового регулирования является отсутствие четкого правила о возможной продолжительности периода, в течение которого действует согласие родителя на выезд ребенка за границу.

Действующие правила пересечения государственной границы гражданами Украины предусматривают, что в нотариально удостоверенном согласии одного из родителей на временный выезд из Украины ребенка, не достигшего 16-летнего возраста, в сопровождении второго родителя указывается государство следования и соответствующий временной промежуток пребывания в этом государстве.

Министерство юстиции иногда получает информацию о том, что отдельные нотариусы со ссылкой на указанное правило рекомендуют указывать сравнительно короткий срок (например, 3 месяца), на который предоставляется согласие на выезд ребенка за границу, с целью минимизации рисков отказа Государственной пограничной службы в таком выезде.

Также трудно назвать идеальным подход, при котором на уровне закона определяются не все случаи, когда согласие одного из родителей на выезд ребенка за пределы Украины не требуется. Так, ряд соответствующих исключений установлен Правилами пересечения государственной границы гражданами Украины, утвержденными постановлением КМУ от 27 января 1995 г. № 57 (с изменениями).

Не хватает обоснованности концепции, согласно которой правила выезда с ребенком за границу существенно отличаются в зависимости от незначительной разницы в продолжительности просрочки уплаты алиментов – 3 или 4 месяца. «С точки зрения лучших интересов ребенка, неуплата алиментов в течение трех месяцев является достаточным аргументом для игнорирования позиции соответствующего родителя/матери по поводу целесообразности выезда ребенка за границу», - считает Минюст.

Следует отметить, что статистическая информация о количестве исполнительных производств о взыскании алиментов, предоставленная территориальными органами государственной исполнительной службы, такова.

По состоянию на 01.07.2021 г. на исполнении находилось 520,6 тыс. исполнительных документов о взыскании алиментов: из них – 176,5 тыс. исполнительных документов, по которым сумма задолженности превышает сумму платежей за 3 месяца; 134,2 тыс. исполнительных документов, согласно которым сумма задолженности превышает сумму платежей за 4 месяца.

Наконец, закон предусматривает, что суд предоставляет разрешение на временный выезд ребенка за пределы Украины родителям, проживающим отдельно от ребенка, хотя на практике, учитывая действующие правила, потребность в получении такого разрешения нередко возникает и у того родителя, с которым проживает ребенок.

Основные изменения

Проектом Закона предлагается ввести возможность каждого из родителей давать согласие на временный выезд за пределы Украины ребенка, не достигшего 16 лет, в сопровождении второго родителя путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр актов гражданского состояния граждан через Единый государственный веб-портал электронных услуг.

Также положения законопроекта предусматривают возможность внесения сведений о предоставлении соответствующего согласия в Государственный реестр актов гражданского состояния граждан нотариусом на основании нотариально удостоверенного письменного согласия.

Наряду с этим для достижения баланса интересов ребенка и каждого родителя независимо от определенных жизненных обстоятельств положениями законопроекта вводится возможность удостоверять соответствующее согласие лиц, которые содержатся в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах, начальниками таких учреждений и следственных изоляторов.

Предусмотрена возможность такого согласия на значительный промежуток времени, однако не более трех лет.

Кроме того, проектом Закона определяется четкий перечень оснований, когда временный выезд за пределы Украины ребенка, не достигшего 16-летнего возраста, в сопровождении одного из родителей разрешается без согласия второго родителя.

Прописывается, что один из родителей, который намерен совершить временный выезд за пределы Украины с ребенком, не достигшим 16 лет, обращается к другому родителю за предоставлением согласия на такой выезд, если отсутствуют определенные законом основания, когда такой выезд разрешается без согласия второго родителя. В течение 10 календарных дней после соответствующего обращения второй родитель обязан дать согласие на временный выезд или письменный отказ с указанием причин его непредоставления.

В случае неполучения соответствующего согласия один из родителей, не имеющий задолженности по уплате алиментов, имеет право обратиться в суд с заявлением о предоставлении разрешения на временный выезд за пределы Украины ребенка, не достигшего шестнадцати лет, без согласия второго родителя.

Суд принимает решение о предоставлении разрешения на временный выезд за пределы Украины ребенка, не достигшего шестнадцати лет, без согласия второго родителя, если судом установлено, что такой выезд не противоречит интересам ребенка.

Временный выезд за пределы Украины ребенка, не достигшего шестнадцати лет, в сопровождении одного из родителей не требует согласия второго родителя в случае:

1) смерти второго родителя или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

2) вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав второго родителя, о признании второго родителя безвестно отсутствующим или недееспособным;

3) если ребенок или второй родитель является иностранцем или лицом без гражданства;

4) выезда в сопровождении одинокой матери (когда в документе о рождении ребенка сведения об отце отсутствуют или внесены со слов матери);

5) выезда в сопровождении одного из родителей, место жительства ребенка с которым определено по решению суда или подтверждено заключением органов опеки и попечительства и к которому не применяются меры принудительного исполнения решения об установлении свидания с ребенком и об устранении препятствий в свидании с ребенком.

В таком случае выезд ребенка за пределы Украины разрешается на срок не более одного месяца и при условии отправки другому родителю рекомендованным или ценным почтовым отправлением по последнему известному месту его проживания не позднее, чем за 10 календарных дней до момента выезда сообщения о выезде ребенка за пределы Украины.

Ненадлежащее исполнение этой обязанности без уважительных причин влечет ответственность, установленную законом;

6) наличия у второго родителя задолженности по уплате алиментов, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за 3 месяца;

7) вступления в законную силу решения суда о предоставлении разрешения на временный выезд за пределы Украины ребенка, не достигшего 16 лет, без согласия второго родителя.

Ниже приводим сравнительную таблицу.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в FacebookViber  и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Наталія Сидор
    Наталія Сидор
    суддя Львівського окружного адміністративного суду