Какие реформы предстоят Украине для начала переговоров о членстве в Евросоюзе

15:44, 23 июня 2022
На каких стадиях сейчас находятся реформы, которые Украине поставили как условие перехода к этапу переговоров о членстве в ЕС.
Какие реформы предстоят Украине для начала переговоров о членстве в Евросоюзе

23 июня в Брюсселе проходит саммит лидеров Европейского Союза. В ходе саммита главы государств и правительств ЕС могут предоставить Украине статус кандидата на вступление в Европейский Союз.

По данным европейских СМИ, скорее всего, такой статус будет предоставлен и будет утвержден список реформ, которые Украине предстоит сделать для перехода к следующему этапу - переговорам о членстве.

Как известно, ранее Европейская комиссия представила Заключение по заявке Украины на членство в ЕС. В резолютивной части Заключения речь идет о реформах в сфере судебной системы и борьбы с коррупцией, но есть и другие важные наблюдения. 

К примеру, в Заключении сказано, что «Украине еще предстоит выполнить свое обязательство по статье 8 Соглашения об ассоциации по ратификации Римского статута Международного уголовного суда».

А также идет речь о том, что «Украина является страной происхождения, транзита и назначения для торговли людьми». «Количество завершенных уголовных расследований, связанных с преступлениями, совершенными организованными группами и преступными организациями, в последние годы медленно увеличивалось, но все еще остается относительно низким (2021 г. – 499 дел; 2020 г. – 377 дел; 2019 г. – 293 дела), особенно связанных с обвинениями в торговле людьми (2021 г. – 45 случаев; 2020 г. – 57 случаев; 2019 г. – 10 случаев). В целом реформирование правоохранительной среды должно быть продолжено на основе всеобъемлющего стратегического плана», - отмечается в Выводе.

Некоторые моменты, о которых сказано в Выводе ЕК, Украина даже успела выполнить после его предоставления. В частности, на днях Украина ратифицировала Стамбульскую конвенцию.

Топ-реформ

Итак, в Заключении сказано, что Украина продемонстрировала устойчивость своих институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, права человека, уважение и защиту меньшинств. Поэтому Комиссия рекомендует предоставить Украине статус кандидата при том понимании, что будут предприняты следующие шаги:

1) принять и внедрить законодательство о порядке отбора судей Конституционного Суда Украины, включая процесс предварительного отбора на основе оценки их добропорядочности и профессиональных качеств, в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии.

Буквально это означает введение в процедуру отбора судей КСУ международных экспертов.

Так, в своем заключении, обнародованном 22 марта 2021 года, на законопроект 4533 о конституционной процедуре Венецианская комиссия подчеркивает, что «существующие вакансии в Конституционном Суде должны быть заполнены только после усовершенствования системы назначений».

А именно должен быть создан «орган по отбору кандидатов на должность судьи Конституционного Суда с международным компонентом, который мог бы включать международных экспертов по правам человека и участие гражданского общества, чтобы гарантировать моральные и профессиональные качества кандидатов».

Отметим, что такая рекомендация уже была дана ранее Венецианской комиссией в заключении от декабря 2020 года (подробнее тут).

Тогда ВК рекомендовала «наладить более совершенные процессы для выявления кандидатов и отбора судей в Конституционный Суд, в том числе путем создания нового контрольного органа с международным участием, который может помочь обеспечить наличие у судей необходимых высоких моральных качеств и добропорядочности».

Подробнее о рекомендациях мы писали тут.

2) завершить проверку добропорядочности кандидатов в члены Высшего совета правосудия Этическим советом и отбор кандидата в состав Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС);

Процесс по проверке добропорядочности кандидатов в ВСП Этическим советом на данный момент продолжается, и 24 июня Этический совет огласил список тех, кого он рекомендует назначить Верховной Раде Украине (и тех, кого не счел добропорядочным).

Однако, что касается отбора Конкурсной комиссией при участии международных экспертов членов ВККС - тут процесс «застыл» с момента начала войны. На данный момент Конкурсная комиссия не давала никаких комментариев относительно возвращения к работе.

Хотя, как отмечается в выводе ЕК, «судебная система в настоящее время серьезно недоукомплектована, учитывая, что орган, ответственный за процедуры отбора, был распущен в конце 2019 года».

3) дальнейшее усиление борьбы с коррупцией, в частности на высоком уровне, посредством упреждающих и эффективных расследований; завершить назначение нового руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) путем одобрения победителя конкурса, запустить и завершить

процесс отбора и назначения нового директора Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ);

После начала войны заседания конкурсной комиссии по отбору руководителя САП не проводились.

Что касается отбора нового директора НАБУ, 15 февраля 2022 года на внеочередном заседании Кабинета Министров принято решение об утверждении состава комиссии по проведению конкурса на занятие должности Директора Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). В состав комиссии вошли:

Первый проректор Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого Николай Кучерявенко,

Заведующий кафедрой уголовного процесса Академии адвокатуры Украины Кирилл Легких,

Адвокат, управляющий партнер АО Алексей Савчук, которого делегировал Днепропетровский НУ им. Олеся Гончара.

Повилас Малакаускас – экс-директор Службы (спецрасследований (правоохранительный антикоррупционный орган) в Литве) и экс-директор Департамента госбезопасности Литвы.

Карен А. Гринавей – была агентом и руководителем следственных групп ФБР.

Драго Кос – член отборочной комиссии по САП, глава рабочей группы в OECD. В 2003-2011 годах возглавлял Группу государств в борьбе с коррупцией, созданную Советом Европы.

Последний активно критиковал неутверждение Комиссией по отбору Специализированного антикоррупционного прокурора (САП) результатов конкурса. Впрочем, есть один важный нюанс. Так, в распоряжении КМУ №148-р - которым утвержден состав - прописывается, что полномочия Драго Коса начинаются со следующего дня после выхода из состава конкурсной комиссии по отбору Специализированного антикоррупционного прокурора. А когда завершит работу Комиссия по САП - неизвестно.

Так, 3 февраля 2022 должно было состояться заседание Конкурсной комиссии по отбору руководителя САП. Но глава Комиссии Катерина Коваль не смогла открыть его ввиду отсутствия кворума. Некоторые члены Комиссии считают, что они не могут принимать участие в заседаниях, пока в суде не будет подтверждена правомерность правил работы конкурсной комиссии. 

Также Конкурсная комиссия не получила ответ от Генерального прокурора Ирины Венедиктовой по поводу проведения специальной проверки кандидатов на руководителя САП.

Напомним, что на финальном этапе конкурса в САП находятся сейчас двое кандидатов: детектив НАБУ Александр Клименко и прокурор Офиса Генерального прокурора Андрей Синюк. По результатам конкурса больше баллов набрал детектив НАБУ Александр Клименко (246 баллов). У Андрея Синюка – 229 баллов.

Однако Комиссия так и не смогла утвердить ни рейтинг кандидатов по баллам, ни в целом победителя.

4) обеспечить соответствие законодательства о борьбе с отмыванием денег стандартам Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF); принять всеобъемлющий стратегический план реформы всего правоохранительного сектора как части среды безопасности Украины;

5) внедрить антиолигархический закон, чтобы ограничить чрезмерное влияние олигархов на экономическую, политическую и общественную жизнь; это должно быть сделано юридически обоснованным образом с учетом предстоящего заключения Венецианской комиссии по соответствующему законодательству;

Осенью 2021 года Верховная Рада с боем приняла закон об олигархах (законопроект 5599). Под действие закона попадают госслужащие категории «А» и «Б», судьи, помощники судей, народные депутаты, директор НАБУ, Генеральный прокурор и так далее, ведь в случае контакта с олигархом или его представителем им нужно подавать декларацию, которая попадет в специальный реестр (подробнее о процедурах нового закона читайте по ссылке).

Закон тогда вызвал много споров, что даже привело к конфликту фракции «Слуга народа» с на тот момент спикером Дмитрием Разумковым. В то время Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова обратилась к Разумкову с письмом, в котором отметила неконституционность законопроекта №5599 и предложила направить его в Венецианскую комиссию (ВК). И в сентябре 2021 года ВК приняла его к своему рассмотрению (вывода до сих пор нет).

Сам закон вступил в силу в прошлом году, а введен в действие был 7 мая 2022 года. Но, по сути, его реализация так и не началась. Глава Нацагентства по предотвращению коррупции (НАПК) Александр Новиков недавно даже заявил ,что реализация скандального Закона об олигархах, в частности, идея создания реестра олигархов утратила актуальность. «По моему мнению, [эта идея] потеряла актуальность, ведь люди, которых мы раньше считали олигархами, потеряли центры своего влияния. Речь идет не только о бизнесе, но и, например, о телеканалах», - отметил Новиков.

Хотя секретарь СНБО Алексей Данилов и рассказал, что Положение о Реестре олигархов вроде бы уже и принято, не исключено, что после заключения Венецианской комиссии закон будет частично или полностью переписан. Поэтому с реализацией его в действующей редакции Украина пока не спешит.

6) бороться с влиянием корыстных интересов путем принятия закона о СМИ, который приводит законодательство Украины в соответствие с директивой ЕС об аудиовизуальных медиа-услугах и наделяет полномочиями независимого регулятора СМИ;

7) завершить реформу правовой базы для национальных меньшинств, которая в настоящее время готовится в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии, и принять незамедлительные и эффективные механизмы реализации.

Комиссия будет следить за прогрессом Украины в выполнении этих шагов и докладывать о них вместе с подробной оценкой страны до конца 2022 года.

Процесс присоединения по-прежнему основывается на установленных критериях и условиях. Это позволяет любой стране, находящейся в процессе, продвигаться вперед, основываясь на собственных достоинствах, но также означает, что шаги по направлению к ЕС могут быть отменены, если основные условия больше не выполняются.

Реализация указанных шагов, выполнение которых, как сказано выше, ЕК проверит в конце года, позволит начать с ЕС официальные переговоры о вступлении Украины в Евросоюз.

Сами переговоры и выполнение условий, а также проверка качества их выполнения - достаточно длительные процесс, который может занять годы.

В случае успешных переговоров и достижения политического решения ЕС о подписании соглашения предстоит ратификация договора о вступлении, внесение изменений в Конституцию Украину и другие процедуры.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
«Как саперы»: Зеленский заявил, что ряд стран поддерживают Украину, но пытаются ослабить санкции
«Как саперы»: Зеленский заявил, что ряд стран поддерживают Украину, но пытаются ослабить санкции
Loading...
Сегодня день рождения празднуют
  • Руслан Князевич
    Руслан Князевич
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики
  • Світлана Кулікова
    Світлана Кулікова
    суддя Київського апеляційного суду
  • Валерій Журавель
    Валерій Журавель
    суддя Київського окружного адміністративного суду
  • Валерій Кузьменко
    Валерій Кузьменко
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва
  • Юрій Чумак
    Юрій Чумак
    суддя Касаційного господарського суду Верховного Суду
загрузка...