Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», в Заключении Европейской комиссии по заявке Украины на членство в Европейском Союзе от 17 июня речь идет о судебной реформе и упоминаются ВСП, ВККС, Верховный Суд и КСУ.
В конце 2022 года ЕК даст подробную оценку всем усилиям Украины по проведению реформ, и если эти усилия не будут соответствовать рекомендациям, то «шаги по направлению к ЕС могут быть отменены».
Мы решили более подробно разобраться, что имеет ввиду Еврокомиссия (ЕК), говоря о реформе Конституционного Суда.
Так, в Заключении ЕК сказано следующее:
«Единственным органом, который может толковать Конституцию и определять, соответствует ли ей законодательство, является Конституционный Суд Украины, который все еще нуждается в срочной реформе в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии. Центральное место в такой реформе занимает введение заслуживающей доверия и прозрачной процедуры отбора судей для назначения судей в КСУ, включая проверку добропорядочности. Соответствующий закон находится на рассмотрении в парламенте».
Поэтому ЕК рекомендует в резюме «принять и внедрить законодательство о порядке отбора судей Конституционного Суда Украины, включая процесс предварительного отбора на основе оценки их добропорядочности и профессиональных качеств, в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии».
Как неоднократно писала «Судебно-юридическая газета», Венецианская комиссия предоставила несколько выводов по поводу дальнейшей реформы КСУ.
И ключевой аспект, на котором делает акцент и Еврокомиссия в своем Заключении, касается создания контрольного органа с международным компонентом для отбора кандидатов в Конституционный Суд.
Так, в своем заключении, обнародованном 22 марта 2021 года, на законопроект 4533 о конституционной процедуре Венецианская комиссия подчеркивает, что «существующие вакансии в Конституционном Суде должны быть заполнены только после усовершенствования системы назначений».
А именно должен быть создан «орган по отбору кандидатов на должность судьи Конституционного Суда с международным компонентом, который мог бы включать международных экспертов по правам человека и участие гражданского общества, чтобы гарантировать моральные и профессиональные качества кандидатов».
Отметим, что такая рекомендация уже была дана ранее Венецианской комиссией в декабрьском заключении (подробнее тут).
Тогда ВК рекомендовала «наладить более совершенные процессы для выявления кандидатов и отбора судей в Конституционный Суд, в том числе путем создания нового контрольного органа с международным участием, который может помочь обеспечить наличие у судей необходимых высоких моральных качеств и добропорядочности».
Также напомним, что Посол, Глава Представительства Европейского Союза в Украине Матти Маасикас в интервью «Судебно-юридической газете» подчеркнул, что реформа Конституционного Суда (КСУ) должна быть явным приоритетом.
«К сожалению, мы не видим никакого прогресса с момента принятия заключения Венецианской комиссии (ВК), опубликованного еще в декабре 2020 года.
Как было также заявлено совместно с моими коллегами из G7, установление прозрачной процедуры отбора судей КСУ, основанной на заслугах, является ключевым для обеспечения постепенного обновления Конституционного Суда. Этот шаг, вместе с временным увеличением кворума для принятия решений КСУ, входит в число рекомендаций ВК и, на наш взгляд, представляет движение в правильном направлении.
Проект закона о конституционной процедуре №4533, находящийся сейчас на повестке дня парламента, дает возможность безотлагательно применить такой подход, что мы неоднократно отмечали в ходе двусторонних дискуссий с украинскими коллегами и посредством публичных заявлений. ЕС и другие международные партнеры готовы помочь Украине в ее усилиях по реформированию Конституционного Суда, если таковое будет проведено в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии, то есть путем введения прозрачного конкурентного порядка отбора новых судей Конституционного Суда и обеспечения гарантий временного повышения требований к голосованию», - отметил он.
Ниже напомним Выводы ВК от марта 2021 года
79. Венецианская комиссия приветствует то, что президент Зеленский отозвал законопроект №4288, который прекращал бы полномочия всех судей Конституционного Суда. Венецианская комиссия также приветствует тот факт, что в настоящее время парламент рассматривает законопроект №4533 о конституционной процедуре, в котором учтены многие рекомендации Венецианской комиссии из ее срочного заключения о реформе Конституционного Суда.
80. Законопроект №4533 приносит много улучшений. Он существенно меняет действующие правила конституционного судопроизводства. Основные нововведения были внесены в части подачи конституционных жалоб, открытости и гласности конституционного производства, формирования сенатов и коллегий и распределения дел, доступа к материалам дела, дисциплинарной ответственности судей и внутреннего функционирования Конституционного Суда. Эти изменения приветствуются.
81. Законопроект вводит Автоматизированную систему документооборота, которая обеспечивает открытый доступ к материалам дел и используется для формирования сенатов, коллегий и назначения судей-докладчиков. Судьи могут преодолеть возможное препятствие со стороны судьи-докладчика или председателя при составлении повестки дня суда.
82. Законопроект также улучшит доступ заявителей к Суду с помощью различных средств (электронные жалобы и общения, срок для устранения недостатков в жалобе, обеспечительные меры, возмещение расходов, компенсация за неоправданные задержки). Позитивно то, что кворум уменьшается, если одному или двум судьям заявлен отвод (или они заявили самоотвод).
83. В соответствии со своими рекомендациями в Срочном заключении по реформе Конституционного суда Венецианская комиссия приветствует то, что решения сената об отмене какого-либо положения закона должны подтверждаться Большой палатой, и что Суд ограничен рамками обращения/ жалобы. В соответствии с рекомендациями Комиссии законопроект 4533 также учитывает необходимость предоставить достаточное и последовательное обоснование решений Суда.
84. Однако законопроект №4533 также имеет некоторые недостатки. Что наиболее важно, законопроект не содержит положений о новой системе конкурсного отбора судей с международным компонентом, как рекомендовано в Срочном заключении ВК. Хотя эту систему назначения не нужно включать в законопроект №4533, поправка к статье 11 Закона о Конституционном Суде должна быть удалена, а существующие вакансии в Конституционном Суде должны быть заполнены только после улучшения системы назначений.
85. Венецианская комиссия дает следующие основные рекомендации по внесению изменений в законопроект:
86. В Украине особая ситуация после Решения 13-р/2020 может оправдать временное повышение требования о голосовании в Большой Палате. Однако любое увеличение количества требуемых голосов должно быть процентным от числа фактически назначенных судей, а не фиксированным числом от всех 18 судей. Такое увеличение может быть оправдано только до тех пор, пока определенный процент судей не будет назначен по новой системе конкурсного отбора.
87. Наконец, Конституционному Суду должна быть предоставлена возможность высказать свое мнение по пересмотренному законопроекту.
88. Венецианская комиссия остается в распоряжении украинских властей для оказания дальнейшей помощи в этом вопросе.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.