09:45, 21 октября 2022
По его словам, речь идет о сужении критериев отнесения к контролирующим лицам.
Глава налогового Комитета Рады Даниил Гетманцев сообщил о регистрации законопроекта об упрощении администрирования контролируемых иностранных компаний 8137.
По его словам, законопроект, в частности, сужает критерии отнесения к контролирующим лицам, упрощает отчетность, совершенствует процедуру налогового аудита и «содержит другие нормы, которые требовал бизнес».
Как поясняют авторы, действующие нормы законодательства о подаче отчета о контролируемых иностранных компаниях и расчете суммы скорректированного чистого дохода иностранных компаний, которые должны быть включены в состав объекта налогообложения, за соответствующий отчетный период предусматривают подачу такой отчетности вместе с ежегодными декларацией по налогу на прибыль предприятий и декларацией об имущественном положении и доходах за такой год.
Однако на практике у налогоплательщиков возникают значительные трудности в эффективном расчете соответствующих показателей, поскольку во многих юрисдикциях финансовый год, по данным которого формируется финансовая отчетность, не совпадает с календарным годом. Этот фактор также усложняет подготовку аудиторских выводов, предоставление которых в будущем является основанием для освобождения контролируемого лица от необходимости подачи первичных документов соответствующей контролируемой компании.
Как следствие, возникла потребность в перенесении отчетности по контролируемым компаниям на более поздний срок. Пока такой подход уже закреплен законодателем по определению срока первой подачи отчета о контролируемых иностранных компаниях за 2022 год.
Кроме того, ряд норм, регулирующих критерии отнесения налогоплательщика к категории контролирующих лиц, слишком обременителен и нуждается в уточнении.
Также в усовершенствованиях нуждаются процедуры налогового аудита, с целью достижения более четкого их проведения и лучшей прогнозируемости их результатов для налогоплательщика.
Предлагается в частности:
- предоставление возможности для налогоплательщиков подачи отчета о контролируемых иностранных компаниях и расчета чистого дохода контролируемых иностранных компаний за отчетный период вместе с соответствующей налоговой отчетностью за следующий год после отчетного
- уточнены критерии отнесения лица к перечню контролируемых лиц, в частности ограничен перечень связанных лиц, имеющих общий контроль супругами, несовершеннолетними детьми (в том числе усыновленными) и/или лицами, над которыми установлена опека или попечительство, в отношении которых такое физическое лицо назначено соответственно опекуном, попечителем, приемным отцом, приемной матерью, отцом-воспитателем, матерью-воспитательницей
- уточнено, что не считаются контролируемыми иностранными компаниями благотворительные и общественные организации, а членство в них не приводит к признанию налогоплательщика контролируемым лицом, однако такие обстоятельства должны быть документально подтверждены налогоплательщиком
- усовершенствованы процедуры налогового аудита по контролируемым иностранным компаниям, в частности:
- уточнено, в каких случаях и относительно какой информации налогоплательщика могут направляться запросы, касающиеся контролируемых иностранных компаний
- уменьшены штрафы за несвоевременное представление налогоплательщиком сообщения о приобретении доли в иностранном юридическом лице, образованном без статуса юридического лица, либо о начале осуществления фактического контроля за иностранным юридическим лицом, либо об отчуждении доли в иностранном юридическом лице, либо о прекращении осуществления фактического контроля над иностранным юридическим лицом
- уточнены основания для проведения документальных внеплановых проверок по вопросам соблюдения требований Налогового кодекса Украины по налогообложению контролируемых иностранных компаний
- упрощен порядок расчета скорректированного чистого дохода иностранных контролируемых компаний, в частности исключена отдельная корректировка доходов и расходов контролируемой иностранной компании по правилам «вытянутой руки», согласно процедурам статьи 39 Налогового кодекса Украины, а также, как следствие, отменена необходимость подачи соответствующей документации по трансферному ценообразованию по контролируемым иностранным компаниям
- уточнено, что юридический или фактический контроль контролируемых иностранных компаний определяется по состоянию на 31 декабря соответствующего календарного года.
Ниже приводим сравнительную таблицу.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.